Стоимость полиса ОСАГО вновь возрастет. Правда, затронет это только злостных нарушителей Правил дорожного движения. Эксперты инициативу поддерживают, однако опасаются, что это может спровоцировать рост страхового мошенничества.
Изменения могут быть внедрены уже в следующем году. Центробанк и МВД должны проанализировать возможность и последствия введения повышающего коэффициента для водителей, неоднократно нарушивших ПДД, и представить свои предложения в первом квартале 2016 года. Такое поручение содержится в утвержденном правительством плане мероприятий, направленных на снижение смертности населения от ДТП.
Эксперты страхового рынка инициативу поддержали. По словам президента ВСС и РСА Игоря Юргенса, неаккуратные водители, как правило, чаще становятся виновниками ДТП. В то же время все автовладельцы платят исходя из усредненных показателей, что в конечном счете приводит тому, что аккуратные водители платят за гонщиков.
«Страховым сообществом предпринимается множество усилий, чтобы законопослушные автовладельцы, которые не становятся виновниками ДТП, платили за полисы меньше, – цитирует Игоря Юргенса пресс-служба РСА. – В настоящее время особенную актуальность получают системы построения бизнеса в автостраховании, основанные на понимании того, как водит автомобилист: выстроена система КБМ в ОСАГО, когда за безаварийность предоставляется существенная скидка – до 50%».
Руководитель управления методологии обязательных видов «АльфаСтрахование» Денис Макаров рассматривает такую возможность как развитие истории с электронным договором на базе АИС РСА. «С точки зрения страхования достаточно логичным будет включение истории нарушений в общую историю водителя – это будет более точно отражать уровень риска водителя по сравнению с текущим параметром (история выплат, где водитель являлся виновником, которая формируется постфактум), соответственно, система будет выставлять страхователю более точный тариф. Для этого, разумеется, необходима комплексная интеграция систем ГИБДД и РСА».
По мнению эксперта, такая система должна работать не только в сторону повышения, но и снижения коэффициента для аккуратных водителей. «В этом случае распределение премий по ОСАГО между аккуратными и безаварийными водителями и нарушителями-виновниками ДТП будет склоняться в сторону вторых, что сделает тарификацию в целом более справедливой – первые не должны оплачивать убытки вторых», – добавляет Денис Макаров.
Обоснованным ужесточение мер в отношении злостных нарушителей ПДД считает и заместитель председателя правления СОГАЗа Дамир Аксянов. Вместе с тем, считает эксперт, здесь необходимо будет учесть несколько факторов. «Введение повышающего коэффициента для нарушителей правил может спровоцировать рост страхового мошенничества: водители, которые регулярно нарушают ПДД, с большой вероятностью станут активно пользоваться фальшивыми страховками, – опасается Дамир Аксянов. – Таким образом, одновременно с введением такого повышающего коэффициента необходимо будет одновременно ввести дополнительные меры контроля за оборотом бланков полисов ОСАГО. Кроме того, потребуется продумать механизм применения такого коэффициента для полисов ОСАГО без ограничений, которые распространяются на всех водителей, допущенных к управлению транспортным средством. Это особенно актуально для автопарков юридических лиц, где доля таких полисов близка к 100%».
Добавим, в плане мероприятий, направленных на снижение смертности на дорогах, содержатся и другие пункты, повышающие материальную ответственность водителей. В частности, введение запрета на предоставление госуслуг должникам по штрафам, введение залога на задержанные транспортные средства, а также введение дифференцированного наказания для водителей за систематическое нарушение ПДД.
Кроме того, осенью этого года в Госдуме будет рассмотрен проект о «заморозке» тарифов до 2017 года, предложение привязать выдачу полисов к уплате транспортного налога, а также проект, упрощающий процедуру продажи электронного полиса ОСАГО.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com