В Государственной думе готовят поправки в законодательство, устраняющие препятствия для внедрения в России исламского банкинга. Соответствующие изменения, главным образом в закон «О банках и банковской деятельности», разрабатывает заместитель председателя комитета Государственной думы по финансовому рынку Дмитрий Савельев, пишут «Известия».
Среди прочего автор инициативы предлагает отменить действующий сейчас запрет на торговую деятельность для банков. Действующий закон запрещает банкам заниматься производственной и торговой деятельностью за исключением случаев, когда она необходима для их собственных нужд (разрешена продажа имущества, реализуемого в случае обращения взыскания на предмет залога и пр.).
Классические исламские банки заключают с клиентом соглашение о сотрудничестве и становятся партнерами по тем или иным видам сделок. Например, банк финансирует компанию на развитие ее бизнеса и получает оговоренную часть полученной ею прибыли в течение оговоренного срока. В рознице кредитование заменяет купля-продажа: банк продает клиенту нужный товар (машину или квартиру) в рассрочку, но по цене выше рыночной.
Депозитов в исламском банке тоже нет. Вместо этого клиенту предлагают передать свои деньги банку в управление и разделить с ним доходы от инвестирования.
Ранее в Госдуму не вносились законопроекты об исламском банкинге. По разным оценкам, мировой объем активов исламского банкинга составляет $1-2 трлн, сообщил изданию Савельев. «В России традиционно проявляли интерес к исламскому банкингу в Татарстане при активном содействии коллег из Малайзии. Поэтому перспективы вполне реальные», – отметил парламентарий.
В августе прошлого года Ассоциация российских банков в письме Центробанку описала необходимость внесения поправок в законодательство, чтобы в России могли работать исламские банки. Зампред ЦБ Александр Торшин заявил изданию, что регулятор оптимистично смотрит на эту идею. «Приход в Россию исламских банков может пойти на пользу нашей банковской системе, поскольку следование банка религиозным принципам естественно повышает доверие к нему со стороны верующих», – сказал Торшин, в январе назначенный замглавы ЦБ по взаимодействию с парламентом и правительством.