Поводом для написания статьи стал ролик (внимание, нецензурная лексика) с ДТП в Новосибирске, где водитель орет на въехавшего в его автомобиль велосипедиста, утверждая, что тем положено ездить по тротуарам, потому как: «Все детство по ним ездили».
Понятно, что водитель не прав. Велосипедисты – полноценные участники дорожного движения со своими правами и обязанностями.
Ко мне много раз обращались с просьбой разъяснить новые ПДД для велолюбителей. Пришлось сесть и свести их в единую таблицу. Вот что получилось:
Движение колонн велосипедистов регламентируется отдельно и в таблице не отражено.
Если отбросить экзотику в виде «Полосы для велосипедистов»; пешеходной, велосипедной, вело-пешеходной дорожек; а также «Пешеходной зоны», то видим, что велосипедистам старше 14 лет допускается ездить справа в один ряд по правому краю проезжей части. Если возможности ездить по краю нет, то им положено ездить по обочинам. Нет обочины или нет возможности двигаться по ней? Разрешается ездить по тротуарам (красный цвет).
Дети до 14 лет обязаны ездить только по тротуарам (желтый цвет).
Теоретически, если на тротуаре велолюбитель кому-то мешает, он обязан спешиться и прикинуться пешеходом.
Для водителей реальную угрозу представляют велосипедисты, которые движутся по краю проезжей части или по обочине. Само появление велолюбителей – всегда неожиданность. Мы привыкли их видеть на тротуарах и во дворах, но никак среди автомобилей.
Выделю две самые опасные ситуации.
Первая. Если в попутном направлении перед перекрестком движется велосипедист, а вам необходимо повернуть направо, то вы обязаны либо заблаговременно его опередить, либо пристроиться за ним, чтобы непосредственно перед перекрестком занять крайнее правое положение – п. 8.5 ПДД.
Притормаживать и ехать за велосипедистом предпочтительнее.
Если решите опередить велосипедиста, то как только вы начнете притормаживать перед поворотом, он ринется к вам в «мертвую зону». Юношеский максимализм не позволит ему поступить иначе: паспорт есть – имею право. В автошколе он не обучался, теорию не проходил и основы безопасности на дороге изучает методом собственных проб и ошибок.
К тому же в подобной ситуации вы еще окажетесь виноватым. Хотя на незнании велосипедистами ПДД можно сыграть.
При ДТП с любителями крутить педали рекомендую ссылаться на п. 19.5 ПДД, который гласит: «В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Подчеркиваю, на всех без исключения. Для интереса гляньте п. 19.1 ПДД, там четкое разграничение на механические транспортные средства и велосипеды. А в п. 19.5 ПДД никаких разграничений нет.
Сравните новую редакцию п. 19.5 ПДД со старой, действовавшей до 2010 года. В ней идет четкое перечисление, кто и когда включает ближний свет днем. О велосипедах не было ни слова, и велосипедисты не обязаны были обозначать себя фарами.
Другими словами, если не включил велосипедист фару днем, и водитель его вовремя не заметил, то часть вины за ДТП перекладывается на велосипедиста.
И вторая опасность. Поворот налево, который как раз и попал на запись, приведенную в начале.
При повороте налево велосипедиста никто не ожидает увидеть. К тому же одеваются они, как правило, неярко и невидимы на фоне деревьев, кустарников, зданий. Плюс отсутствие фары на общем фоне автомобильных фар.
Когда дорога свободна, его еще можно разглядеть. Но в плотном потоке заметить его сложно. И совсем плохо, когда пробка расступается, чтобы дать возможность вам повернуть налево, а этот кадр появляется с обочины, причем в полном соответствии с ПДД.
Руководство страны взяло курс на всеобщую велосипедизацию. И полосы для велосипедистов появятся, и велосипедные дорожки, и стоянки велосипедов повсеместно оборудуют. Велосипедистов с каждым годом будет все больше и больше. К их повсеместному появлению мы вскоре привыкнем. А пока не забывайте: с правого края или с обочины к вам под колеса может ринуться товарищ верхом на двухколесном друге.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.