Есть страны, где сходят с ума по минивэнам, где-то боготворят пикапы, а иные чудаки ездят на гибридах. Мы постарались в наглядной форме рассказать вам о предпочтениях семи мировых автомобильных держав: России, Евросоюза, США, Китая, Японии, Австралии и Кореи.
Вы увидите, как иной раз отличаются привычные нам модели, адаптированные для других рынков – японская Corolla или американский Focus вовсе не тождественны своим тезкам из России. А эрудитам предлагаем угадать аналоги некоторых моделей, которые поставляются к нам под другими именами: например, Volkswagen Sagitar, Chevrolet Sail, Ford Escape или Kia Morning.
Россия
Можем гордиться: в традициях стран с развитым автопромом, наш топ-10 сплошь состоит из машин местной сборки. Правда, только три из них являются собственными разработками.
Наши предпочтения проще всего описать словом «бюджетный». Бюджетная «Лада», бюджетная иномарка, бюджетный кроссовер, бюджетный универсал. Из первой десятки только Ford Focus и Chevrolet Cruze не относятся к классу лоу-костеров.
С каждым годом россияне все чаще выбирают автоматические коробки передач. Высокой остается доля кредитных машин – около 50%. И мы по-прежнему любим кузов седан, хотя его доля сокращается в пользу хетчей и кроссоверов (универсалов).
В отличие от других рынков, мы в своей массе не гоняемся за новинками и большая часть популярных моделей построена на платформах, созданных 5-10 лет назад. Обращает внимание и высокая позиция кроссовера Renault Duster, в котором слились две любви россиян – бюджетные автомобили и паркетники.
Европа
В Европе любят машины компактные и прагматичные. Европейца заботит налоговая категория и расход топлива, а жителя мегаполиса – еще и удобство парковки. Видимо, квинтэссенцией этих плюсов является Volkswagen Golf, который лидирует вот уже шестой год подряд!
В числе наиболее востребованных машин Европы много компактных моделей, к которым россияне относятся с настороженной брезгливостью: Ford Fiesta (из России сбежал), Renault Clio, Volkswagen Polo (не путать с «Поло Седан»), Opel Corsa, Peugeot 208. При этом европейцы падки на свежие модели, что объясняется не столько пижонством, сколько стремлением сэкономить на налогах.
Во многих странах Европы транспортный налог высок и зависит от паспортного показателя – выбросов СО2. В первом приближении они пропорциональны среднему расходу топлива. Поэтому европейцы предпочитают двигатели небольшого объема, ценят дизели и остаются верными механической коробке передач. Подробнее об автомобильных налогах в Европе.
Несколько удивительно, что хорошей популярностью в Европе пользуется кроссовер Nissan Qashqai – в России он на 16-ом месте. Но спрос на него выборочный: скажем, в Германии он не входит и в двадцатку лидеров, зато в более суровой Финляндии регулярно попадает в топ-3.
В целом же европейский рынок «падает» пятый год подряд, однако наметившееся в конце прошлого года оживление дает надежду, что продажи постепенно восстановятся.
Норвежский синдром. Осенью 2013 года рынок Норвегии взорвал люксовый электромобиль Tesla Model S, два месяца подряд находившийся на первом месте по числу продаж! За неполный год автомобиль сумел попасть в топ-20 местного рынка, поэтому Норвегию можно признать самой электромобильной страной мира.
США
США страдает гигантоманией, и хотя кризис 2007-2008 годов создал иллюзию, что слон встал на экологические пуанты, стоило экономике оттаять, и американцы взялись за старое.
В 2013 году пошатнувшееся было лидерство укрепил Ford F-Series, пикап, некоторые модификации которого сравнимы с нашей «Газелью». Автомобиль является хитом 32 года подряд (!), но в 2013 году показал еще и рекордную динамику продаж. Американцы панически скупали пикапы, словно раскаиваясь за мимолетный экофлирт с гибридными чахотками, типа Chevrolet Volt. Правда, «зеленая» Toyota Prius удерживает 15-ое место – отличный результат для гибрида, но это лишь исключение, подтверждающее правило.
Американцы обожают огромные пикапы: помимо Ford F-series, в десятке есть Chevrolet Silverado (№2) и Ram 1500 (№5). Эксперты (и психиатры) пытаются объяснить страсть американцев к большим, прожорливым и не всегда удобным грузовичкам, и гипотез несколько. С одной стороны, эти машины популярны у фермеров, монтажников, строителей. С другой, в США сформировался культ пикапа как машины властной, свободной, проходимой. И это при том, что многие пикапы продаются здесь в заднеприводных версиях.
Из более традиционных машин наибольшей популярностью в США пользуется Toyota Camry, которую можно считать квинтэссенцией семейного авто в Штатах. Важно уточнить, что Camry 2.5 в неплохой комплектации стоит здесь от $23 тысяч, то есть примерно как наш Ford Focus 1.6 (американская цена обычно не включает стоимость доставки и сопряженные расходы, которые в случае с «Камри» составляют порядка $800).
Если в большинстве стран мира стоимость сравнимых моделей близка, то США является ценовым оазисом: автомобили здесь на 20-30% дешевле, чем в Японии, Германии или России. Причин несколько, и одна из них – отличие моделей. Американские версии обычно проще европейских, не так хорошо отделаны и рассчитаны на менее скоростную эксплуатацию (в США нет безлимитных «автобанов»). Зато «американцы» имеют двигатели большего объема и хорошие комплектации. Сравнить две школы вы можете на примере Honda CR-V – двухлитровые версии к нам идут из Европы, с двигателем 2.4 – из США.
Рынок США переживает один из самых масштабных ренессансов в своей длинной истории: после катастрофического падения продаж в 2007-2008 годах он прирастает почти на 1 млн машины ежегодно. В 2014 году эксперты ориентируются на планку 16 млн автомобилей.
Наиболее популярные бренды в Штатах – Ford, Chevrolet, Toyota, Honda и Nissan. К давнему спору американских марок с японскими присоединилась Южная Корея: Hyundai по итогам года занял шестое место.
Китай
Но Штаты – уже не самый крупный рынок мира. В 2013 году впервые в мировой истории одна из стран превзошла планку в 20 млн машин, и имя этой страны – Китай.
Самая популярная модель сенсационна: в 2013 году ей стал минивэн Wuling Hong Guang! Ни в одной из развитых стран мира минивэны не достигли такой славы, тем более, результаты продаж астрономически – 448 тысяч машин за год! Чтобы было понятнее, это не так и далеко от производственных мощностей крупного автозавода, вроде АВТОВАЗа.
Важно подчеркнуть, что несмотря на экзотическое имя, «Хонг Гуанг» является совместным продуктом с General Motors, а в его основе – джиэмовская платформа. Это характерно для Китая: лидирующие позиции на рынке здесь занимают продукты совместных производств китайских компаний с мировыми производителями.
Иностранные фирмы могут продавать в Китае только автомобили совместных производств с одним из местных предприятий. Подобные модели нельзя экспортировать, поэтому мы знаем Китай в основном по их собственным брендам: Chery, Lifan, Geely, которые в самом Китае не входят и в десятку хитов. В основном же китайцы ездят на продукции GM и Volkswagen, адаптированной для местных условий. Подробнее о рынке Китая.
Обращает внимание, что в топ-10 китайских бестселлеров много похожих друг на друга машин, и тому есть объяснение. В отличие от большинства рынков, один и тот же производитель может иметь здесь несколько совместных предприятий, выпуская сходные линейки моделей. Так, «Фольксвагены» делают два совместных предприятия: Shanghai-VW (Lavida, Santana и Passat) и FAW-Volkswagen (Sagitar, Jetta и Bora).
В Китае любят большие машины и предпочтение отдают седанам. Особую слабость китайцы питают к длиннобазным версиям, созданным специально для местного рынка. Иногда эти модели оказываются настолько удачными, что их версии предлагают и в других странах: так из растянутого VW Passat появился первый Skoda Superb.
Япония
Вопреки имиджу страны с дефицитом места, японцы вовсе не зациклены на субкомпактных машинах, которые зовут здесь кей-карами – в первой десятке нет ни одного. Японцы помешаны на гибридах. Если четыре предыдущих года самым популярным был Toyota Prius, то сейчас он уступил лидерство Toyota Aqua. А это не что иное, как автомобиль класса Yaris/Vitz с гибридной силовой установкой от «Приуса».
Японский рынок сравним по объему с российским – и тут, и там продается порядка 3 млн машин в год. Так вот, суммарные продажи «Приуса» и «Аквы» превышают полмиллиона. А это почти в два раза больше, чем реализуется в России «Грант», «Приор» и «Калин» вместе взятых.
Чисто японский феномен – кей-кары. Для стимулирования спроса на компакты, правительство Японии еще в конце 40-х ввело налоговые льготы для сверхмалых машин. С годами разрешенные габариты росли, и сегодня кей-каром считается автомобиль длиной менее 3,4 метра и объемом мотора не более 660 кубиков. Кей-кары бывают не только городскими малолитражками, но и родстерами, купе и микрогрузовичками.
Прагматичность японцев проявляется в любви к машинам, напоминающим минивэн, которые оккупировали половину первой десятки. В топ-10 также входит большой седан Toyota Crown и полноразмерный минивэн Nissan Serena, так что японцы не чураются и крупных машин.
Из общих моделей для российского «топа» можно назвать разве что Toyota Corolla, но модель сильно отличается от нашей: внешне она скромнее, а по размерам – компактнее. Кстати, топ-10 японских моделей красноречиво говорит о разности наших эстетических предпочтений: люди «европейской школы» назовут многие машины простоватыми, аляповатыми, а иной раз пресыщенными. Но и японцы не всегда любят старосветский дизайн, считая его скучным и непропорциональным.
Австралия
Австралия – это целый континент, и в разных его уголках популярностью пользуются разные машины. Поэтому топ-10 выглядит несколько разношерстным, но доминируют автомобили С-класса и суровые пикапы. Первые пользуются спросом в городах, вторые – в малонаселенных частях страны, например, на Северных территориях и в Западной Австралии. Пикапы используются для работы и досуга: как вы знаете, австралийцы обожают спорт, в том числе экстремальный.
А на юге Австралии особую популярность снискал заднеприводный Holden Commodore – одна из немногих моделей, разработанная специально для Австралии.
Одной из наиболее ярких австралийских моделей стоит признать Vauxhall Monaro, который снискал славу даже в Старом Свете. Топовые версии машины оснащались 500-сильными двигателями. «Монаро» был олицетворением muscle-car по-австралийски, но выпуск купе прекратили в 2007 году.
Однако собственные разработки, равно как и собственное производство машин в Австралии умирает. Не так давно о сворачивании заводов в 2016-2017 годах заявили Ford и Holden (подразделение GM), а буквально на днях – Toyota. Причина вовсе не в низком спросе: наоборот, рынок Австралии испытывает подъем. Просто затраты на содержание местных производств оказались слишком высокими для рынка объемом чуть более 1 млн автомобилей в год.
Тут есть над чем призадуматься и нам, россиянам: не слиняют ли от нас «промсборщики», если упадет спрос на машины? Ведь спрос этот находится почти в прямой зависимости от цены нефти, а она – вещь непредсказуемая.
Южная Корея
Топ-10 южнокорейских моделей – гимн патриотизму: ни одной иностранной модели! К слову сказать, первый реальный иностранец занимает 53 место (Chevrolet Corvette).
Более того, корейской антимонопольной службе впору присмотреться к альянсу Hyundai/Kia, ведь эти двое задружились с целью наступать единым фронтом. Им это удалось: в топ-10 их доминирование нарушает только Chevrolet Spark на восьмом месте.
Патриотизм неслучаен, ибо с 60-х годов Южная Корея защищает внутренний рынок с помощью пошлин, особенно безжалостно от японских автомобилей. Во многом за счет этого стране удалось превратиться из автосборщика чужих машин в пятую державу на автомобильной карте мира. Правда последнее время Южная Корея открывает границы импорту в рамках торговых соглашений с Евросоюзом и США.
Обращает внимание, что корейцы любят большие машины: в топ-10 есть седаны E-класса. Кроме того, примечательна популярность легких грузовичков Hyundai Porter и Kia Bongo, что говорит о развитом малом и среднем бизнесе.
Фото: Фото производителей