Был у меня один друг. Приходил домой с журналами мод, на разворотах которых красовались атлетично сложенные мужчины и худощавые барышни. Тыкал пальцем на картинки и причитал, мол, «худей, Кира, худей», или «видишь, какая у нее прическа? Тебе точно пойдет!», «Срочно покупай этот аромат, он так обалденно пахнет!». Советам следовала безоговорочно, брала его с собой по всем магазинам и покорно выполняла модные требования. Приговоры, которые регулярно выносились моему внешнему виду и всевозможным девайсам, сопровождающим меня, со временем стали раздражать, а советы о том, где и как их покупать – надоедать. Да и время слепой веры для меня прошло. Пришлось самостоятельно познавать азы модных тенденций и выбирать только те вещи, которые мне действительно необходимы.
Честно говоря, я и тогда понимала, что мною безжалостно манипулируют, но ведь это лучший друг! Его желание сделать меня чуть лучше я поняла только сейчас. А как насчет тех людей, которые продолжают диктовать условия модных тенденций со своих пьедесталов? Они тоже руководствуются принципом сделать мир красивее и лучше? Может да – может нет. В моей голове все довольно прозаично: стоит какой-нибудь дядя-дизайнер или разработчик очередного гаджета и отдает приказ: «Вот, держите списочек, и поспешите купить первое, второе, третье, пятое, десятое. Иначе будете выглядеть серыми мышами, не добьетесь успеха, не встретите мужчину мечты и состаритесь в компании двадцати кошек». А люди жертвенно соглашаются. Снаряжаются в магазин, как на крестовых поход, и штурмуют полки с вещами, хватая все, что попадается под руку, или выкладывая нереальные суммы за лейбл футболочки, не думая, куда ее потом приспособить.
Зависимость или модный передоз
На пике моды, как известно, находятся самые смелые, независимые и богатые люди. Они могут позволить себе все. Желание равняться на обладателей сверхстильных вещей порабощает и превращает добрую половину женщин и мужчин в зависимых от моды людей.
Одержимость покупкой новой вещи сравнима с ломкой наркомана. Мы жертвуем своим здоровьем, деньгами в угоду стильному гаджету или брендовой шмотке. И так было всегда. Китаянки уродовали свои ножки, чтобы их взяли замуж, француженки пудрились ядовитой смесью, чтобы стать еще бледнее, и это полбеды. Термин «Жертва моды» появился лишь в 19 веке, после того, как эта самая мода свела в могилу сотню молодых девушек, так любивших невесомые шифоновые платья зимой. Дамы в то время сидели дома, и нужды надевать на себя теплые вещи посему не было. Однако выбегать на улицу в таком наряде, пусть и ненадолго, видимо, было их любимым занятием. Подхваченная случайно пневмония сразу же приводила к летальному исходу. Французские журналы трубили во всю и призывали читательниц посетить Монмартрское кладбище, на котором покоятся жертвы «нагой моды». Желание следовать последнему «писку» у последних сразу поубавилось.
Ситуация изменилась
Чтобы не быть голословной в своих излияниях, я заручилась поддержкой молодого стилиста, которая знает о моде все и даже чуть больше. Границы термина «Жертва моды» в 21 веке настолько размыты, что сказать, кто же более сумасшедший, – девушки в туфлях на PFW, когда на улице идет снег, или завсегдатаи Lookbookа, невозможно. Первые готовы морозить зад в садах Тюильри ради хорошего кадра, на котором будут видны павлиньи наряды. Вторые будут скупать и фотографировать приятные глазу «коммерческие» луки, на которых будут заблюрены мятные джинсы, рыжие волосы и свитшоты с космосом.
ЖМ (давайте так называть жертв моды) – это и блоггеры, и стилисты, и фотографы. На сегодняшний день понятие носит уже социальный характер и вплетено в повседневную жизнь каждого человека. Любого обладателя последней модели iPhone можно назвать ЖМ. Мы можем одеваться в массмаркете, ходить в кино, поедать попкорн, смачно заливая все это колой, соглашаться с тем, что все американцы тупые – и кто мы после этого? Разве не ЖМ? Все стереотипные представления о нашей жизни в целом, являются последствием той самой влиятельной моды.
Как не стать ЖМ?
В профессиональных дизайнерских кругах заявлять о своей приверженности к моде – дурной тон. Так было раньше, но отчасти это сохранилось и сейчас. Согласитесь, все мы время от времени подвергаемся влиянию, и в попытках вырваться из этой паутины не придумываем ничего лучше, чем размышлять на тему: что предпочесть – android или ios? О, какая индивидуальность! Или вместо того, чтобы задумываться о том, а так ли это нужно мне, мы задумываемся только над тем, а сделает ли это модным меня?
Если честно, нет средств, которые помогли бы человеку не превращаться в ЖМ. Это, в какой-то степени неотвратимо. Просто каждому из нас стоит понимать, что вся модная жертвенность – это крайность и погоня за платьем из последней коллекции, автомобилем с наворотами и усовершенствованными гаджетами – превращает нас в безмозглых вуду-кукол.
Я не хочу прослыть ненавистницей моды. К ней я отношусь довольно лояльно, просматриваю интересующие сайты, время от времени выбираюсь за покупками и не брезгую заказывать копеечные вещи прямиком из Китая. Мой друг и еще пару знакомых из fashion-индустрии наверняка запустили бы за все сказанное тапком прямиком в голову. А ведь я просто хотела разобраться, почему во всем мире столько поклонников госпожи-моды, и как так вышло, что каждого десятого можно смело назвать ее жертвой.
За предоставленную информацию благодарим стилиста Ксению Зимину.