Происшествия репортаж

Россия в огне: за полчаса сгорели 14 домов из 33. Репортаж из деревни-пепелища (видео)

Что сейчас происходит в старинном сибирском селе Каракуль, которое пытались отстоять

«Мы вовсю к 9 Мая готовились, венки купили заранее»

В России все праздничные дни горят десятки и тысячи гектаров лесов и полей. Пока страна отдыхает на долгих каникулах, отряды спасателей отдохнуть не могут ни минуты. Особый противопожарный режим установлен в 55 регионах страны. Всего за неделю с 3 по 9 мая пожары тушили на территории 45 705 гектаров. Потушено 787 пожаров. Сколько их не потушено — история умалчивает. Только за 9 мая пожары погашены больше чем на 15 тысячах гектаров.

Наибольшее их число ликвидировано в Новосибирской, Омской, Свердловской, Челябинской, Тюменской, Курганской, Кемеровской, Томской областях, Красноярском и Алтайском краях.

Самая сложная ситуация сегодня — в Тюменской области. Там режим чрезвычайной ситуации сначала ввели в нескольких районах, а с завтрашнего дня губернатор ввел его по всей области. Вертолетами в регион заброшено 200 парашютистов-десантников. Пожары сегодня распространяются на площади в 9,3 тысячи га, и, кажется, конца и края им нет.

Как рассказали журналистам 72.RU спасатели, по стране круглосуточно тушат лишь те пожары, которые близки к жилым домам. Остальные — только до темноты. Ночью делать это опасно.

Жители Тюменской области формируют отряды добровольцев и выходят на помощь к спасателям.

Ущерб, который причинили лесу поджигатели (пусть даже и случайные), поражает своими масштабами. На сегодняшний день общая площадь выжженного леса в одной Тюменской области — больше 100 тысяч гектаров.

— Всё горит, потому что в лесах нет воды. Зима была малоснежная. Осень тоже засушливая. Камыш высокий, трава вся сухая, а ветер очень сильный. Да, наверное, из-за этого все-таки, — рассказывали лесники журналистам.

Сложная ситуация в Челябинской области. Только в один день 7 мая там выгорело более 220 гектаров леса, и пожары продолжаются, огонь подбирается к населенным пунктам.

В Свердловской области тоже горит. Утром 10 мая Екатеринбург накрыло запахом гари. В регионе утром бушевали шесть лесных пожаров. Их общая площадь составила 2612 гектаров.

В авиалесоохране журналистам E1.RU сообщили, что сложная обстановка на территории региона сохраняется уже больше двух недель. И не только в Свердловской области.

Лесные пожары ликвидируются в Краснодарском, Пермском, Алтайском, Красноярском, Хабаровском, Забайкальском краях, Республиках Башкортостан, Хакасия, Бурятия, Ульяновской, Курганской, Свердловской, Тюменской, Челябинской, Иркутской, Кемеровской, Новосибирской, Томской областях.

И если, как уже говорилось, главная задача у пожарных — отбить огонь от населенных пунктов, то и она не всегда выполняется. Не хватает сил и средств сделать даже это. В Омской области 6 мая практически полностью выгорело целое село.

День Победы на пепелище

Похоже, слишком поздно омский губернатор Александр Бурков начал грозить увольнениями главам районов, которые приукрашивают противопожарную ситуацию. Только сейчас он дал им 10 дней на то, чтобы сделать противопожарные барьеры вокруг населенных пунктов и убрать мусор на их территории. Видимо, делать это надо было за 10 дней до того, как сгорела деревня.

После пожара в селе Каракуль следком возбудил уголовное дело из-за халатности сотрудников администрации Уленкульского сельского поселения, а если бы власть предусмотрела всё заранее, беды можно было бы избежать.

9 мая 2020 года в деревне Каракуль был праздник

Еще год назад журналисты NGS55.RU приезжали в село Каракуль, чтобы сделать репортаж к 9 Мая. На прошлогодних фотографиях — бабушка у мемориала, радостные жители села. В этом году корреспонденты портала вернулись в Каракуль по другому поводу — чтобы оказаться на пепелище. И праздник 9 Мая для каракульцев был в полном смысле — со слезами на глазах. Страшнее, чем на войне. Было здесь и место настоящим подвигам. Вот что рассказывали нашим коллегам местные жители.

Ангел-спаситель на «Кировце»

Когда огонь жрал сарай в последнем дворе и подбирался к дому, Оксана уже даже не молилась. Казалось, всё кончено — да, где-то в дыму люди продолжали бегать с ведрами и окапывать дворы лопатами. Как на войне, со всех сторон что-то взрывалось и рушилось, орали люди и скотина. Но двухметровая стена огня, которую подгонял штормовой ветер, не поддавалась даже пожарным.

— А потом К-700 появился, даже не видела, с какой стороны, — рассказывает хозяйка дома Оксана. — Откуда он взялся, бог его знает. И мужчины, молодежь, человек пятнадцать, наверное.

Деревня стоит на берегу озера Большой Каракуль. Верховой пожар пришел камышом с противоположного берега

Когда огонь вошел в Каракуль, пожарные позвонили предпринимателю Марселю Кучукову, который держит КФХ (крестьянско-фермерское хозяйство) в соседней деревне. Он отправил туда «Кировец» и следом с рабочими поехал сам. Тяжелый трактор с плугом минут за пятнадцать пролетел десять неровных километров, но Каракуль к этому моменту был уже весь в дыму. Тракторист Рифкан Галдашев сильно рисковал, но полез в самый эпицентр.

— Он в деревню заехал, начал опахивать всё — последние два дома спас, с другой стороны деревню от огня отсекал, — рассказывает Марсель Кучуков. — Ничего не боялся. Он уже не смотрел, что по огню идет — я сам испугался за него. Жара, дымище, ничего не видать. Как ему там плохо не стало — не знаю. Даже на дороге — и то дышать невозможно было.

«Думал, задохнусь. В одном месте начальник кричал: «Куда прёшься, сгоришь!» Ну а что делать...»

Каракуль — татарская деревня в одну улицу. Первое упоминание о ней датируется 1782 годом, но, по словам местных, Каракуль появился аж в XVI веке
Огонь всех уравнял

Рифкан Галдашев говорит, что из-за адреналина не может вспомнить, как отрезал огонь от домов. Возможно, скромничает. Как-то проехал, говорит, да как-то распахал.

— Да я сам не знаю, как я там ориентировался — увижу проулок, выеду, потом опять туда лезу. Вообще ничего не видно было. Боялся только столбы собрать. Слышу, что где-то газовые баллоны стреляют, шифер — а изнутри трактора непонятно, где это. Ну как-то опахал, сам уже не помню как.

Огонь удалось отрезать от дома Оксаны всего за несколько метров.

Этот дом общими усилиями удалось спасти. На память — отметина от выстрелившего с соседнего строения куска шифера
За водой на озеро теперь ходят по пепелищу

«Помнишь, кино мы смотрели, где всё сгорело!»

За каких-то полчаса жилья в Каракуле лишились 38 человек. Сгорели 14 из 33 домов, школа, магазин, куча сараев с гаражами, машины и трактора, телята, кошки, собаки, куры... По невероятной счастливой случайности не пострадало ни одного человека. Пожарные тушили деревню 15 часов — и даже спустя сутки на остовах техники догорали покрышки. Как говорят местные, ФАП, клуб, школа — они и так уже давным-давно были закрыты. А в школе с 2015 года был только избирательный участок.

Некоторые жители даже успели снять пожар на телефоны. На видеозаписи слышно детское: «Помнишь, кино мы смотрели, где всё сгорело!» Люди надеялись, что обойдется — и огонь действительно дошел до канала и погас.

— Но чуть подальше, на середине деревни, есть узкое место — там мостки, чтобы на озеро ходить за водой. Там огонь ветром на сторону деревни и перекинуло, — говорит жительница села Дамира Кучукова.

Жители говорят, что спать по ночам им теперь страшно
Местные жители не сдаются и уже планируют восстановить всё, что было утрачено

По словам Дамиры Кучуковой, первые три дома загорелись уже через несколько секунд — а почти все жители в этот момент находились на краю деревни, там, откуда ждали огонь. Пожар обошел их с фланга, и многие просто не успели вернуться к своим домам — пока добежали, всё уже горело. Дом Кучуковых не пострадал только потому, что штормовой ветер дул на противоположный край деревни. С середины она и выгорела.

— Ветер просто ужасный был, — рассказывает Оксана. — А камыш вырос под три метра — камышины уже как деревья были. И всё, ветер давай стрелять, щелкать, огонь по ним гнать. Три заброшенных дома стояли подряд — и сгорели, как спичечные коробки. Вообще пожар по деревне прошел махом. Люди успевали только до дома добежать, в лучшем случае документы схватить и выскочить. В одну из первых семей, которые начали гореть, дочка с севера приехала с детьми. Одна — вообще грудничок. Она их раздетых схватила и вытащила голых.

«Собака сегодня домой пришла — но агрессивная какая-то стала, рычит на меня. Ходит вон — будки у нее теперь нет, цепь одна осталась»

Баллонов взорвалось много — по словам местных, они даже летали
Крепкое было хозяйство

По словам местных жителей, дорога до деревни раскисает в дождь, и поэтому старики запасали по два-три баллона газа. Баллоны взрывались — и опять-таки чудо, что никого не убило.

— Салавату вон чуть не попало — из окна дома вылетел баллон, — рассказывает одна из местных жительниц, разгребающая завалы. — Пытались мы с ведрами бегать, а какой там — в дыму друг друга не видно. Не то что подойти — техника вон оттуда по дороге не сразу смогла заехать.

Местный житель Шамиль потерял в пожаре дом, в котором прожил ровно сорок лет, два трактора, телегу, бороны, сеялки. Он, как и все, побежал на тот край деревни, откуда ждали огня и который в итоге уцелел. Как и многие, мужчина не успел спасти ничего, кроме скотины — она была на выпасах и спаслась. У пожилой четы, жившей неподалеку, сгорели два теленка и куры. Как рассказывают местные, они пытались прорваться в сараи, где горели животные, но почти ни у кого не получилось.

Ко многим приехали родственники, чтобы помочь разобрать завалы
Люди до сих пор не могут прийти в себя

«Три дня назад тоже пожар был»

— Слава богу, что днем, — говорит Шамиль. — А если бы ночью? Все бы спали. Сейчас мы успокоились уже маленько, а вчера чуть не плакали. Ну что сделаешь теперь. Тут хоть сто пожарных — не помогло бы. Тушили они, везде тушили, просто невозможно было.

Спасатели сутки не спали, пытаясь справиться с огнем. Претензий к пожарным мы не услышали ни от одного жителя. Более того, многие их даже защищают.

— Тут же и до этого опахивали, дежурили ночами, — говорит Дамира Кучукова. — Три дня назад, 3 мая, свалка с другой стороны деревни горела — тоже тушили до ночи. И в этот раз наша местная пожарка уже была наготове. Я позвонила, когда огонь приближался, они быстро-быстро, организованно приехали. Все организованно приехали — электрики, пожарные, медицина, совхозники… Главное, люди хоть все живы-здоровы, тьфу-тьфу-тьфу. Всех рассовали-распихали по родственникам, еще три дома пустых стояло — в них и расселили. Никто никуда уезжать не собирается.

Основной удар огня пришелся на середину деревни со стороны озера. Там почти ничего не осталось
Пожарным за сутки не удалось поспать

Для погорельцев в большереченской гостинице «Русь» подготовили места для временного размещения, но желающих не нашлось. По словам местных жителей, в деревне осталось двенадцать домов, пригодных для жизни. Самую старшую жительницу, 94-летнюю бабушку, увезли от греха в соседнюю деревню к родным. Сейчас в ее доме живут две семьи, потерявшие жилье. По словам местных, большая часть каракульцев — коренные, и ехать никуда не хотят. К тому же следующим утром в деревню на вертолете прилетел губернатор Омской области Александр Бурков и пообещал восстановить сгоревшие дома.

«Бурков прилетал, новые дома обещал. Раньше его только по телевизору видела. Какой-то он в жизни… не такой, как в телевизоре»

Магазин сгорел — сейчас продавщица торгует из дома
Огонь выдержали только печки, остовы ворот и погреба

— Пообещали восстановить, да — но пообещать можно что угодно, — рассказывает один из местных. — А почему уезжать никто не хочет? Место такое хорошее: тут погреб копаешь — воды никогда нет. В соседнем Уленкуле везде вода. В озере вода хорошая. Для стариков это, конечно, был стресс такой. Сколько тут прожили, заботились об этом… Получается, никто уезжать не хочет, а как тут теперь жить — непонятно. Деревня такая хорошая была, со своими обычаями…

Тысячи деревень по стране ежегодно умирают естественной смертью, когда оттуда разъезжаются последние жители. Когда процесс происходит скоропостижно — больно вдвойне. А жители богом забытой деревни не благодаря, а вопреки трижды будто попадают в кино: сначала случается ЧП регионального масштаба, затем к ним на вертолете спускается сам губернатор, по нескольку раз допрашивают следователи, а потом еще и осаждают журналисты, в кои-то веки интересуясь их мнением о происходящем.

В Каракуль уже доставили первую партию гуманитарной помощи от неравнодушных людей. И тем не менее все равно непонятно, как деревня будет выживать, если пригодные для жизни дома не построят за лето. А мы знаем, что власть всегда обещает — но, увы, не всегда сдерживала свои слова. Например, деревню Затон, которую топит каждую весну, обещали расселить еще три года назад. Совсем скоро Затон снова будет топить — но это тема уже другого репортажа.

Мы следим за ситуацией.

Они и так не сказать, чтобы очень хорошо жили, а тут еще получили откуда не ждали. Но уезжать не хотят
А как будут оставаться — тоже пока до конца не понимают
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем