Слабеющий рубль уже бьет по прибылям компаний, которые ориентированы на импорт или несут издержки в валюте. Легче всего производителям продуктов питания, они ищут поставщиков в России, маркируют российские товары как «эконом-класс». Авиакомпании, туроператоры и продавцы машин пока считают, как девальвация влияет на их ценники. А вот строители, у которых валютных обязательств нет, готовы остановить работу: банки, лишенные дешевых средств из-за рубежа, поднимают проценты по кредитам для них и ставки по ипотеке для частных заемщиков, пишет РБК.
Девелоперы не сильно зависят от колебаний курса рубля, но по ним бьет решение Банка России поднять учетную ставку до 17%. Причем удар получился двойной: растет стоимость кредитов в банках и дорожает ипотека для покупателей жилья в новостройках.
Выгодные предложения по квартирам и таунхаусам будут актуальны до конца года, потом строители закладывают рост цен, ссылаясь на повышение ставок по рублевым кредитам, анализирует РБК. Несмотря на то, что рынок жилья эконом-класса выживет даже в таких условиях, значительного роста стоимости «квадрата» не избежать.
Продажи туров встали, и когда восстановятся, непонятно, подтверждает генеральный директор «Сети магазинов горящих путевок» Сергей Агафонов. По его словам, туроператоры пока не меняют формулу расчета своих внутренних курсов валют: официальный курс ЦБ на заданную дату + 2–3%. Любой прогноз, что будет с туротраслью в январе, сейчас будет гаданием на кофейной гуще, говорит Агафонов. О том, готовы ли граждане выезжать на отдых за рубеж, станет ясно в феврале, когда появится статистика по весеннему бронированию туров.
Падает глубина продаж билетов на авиарейсы, авиакомпании отменяют рейсы. На международных рейсах снижение значительное. Девальвация повлияет на перераспределение расходов авиаперевозчиков, а также повлияет на сокращение спроса на авиационные перевозки, так как сейчас полеты за рубеж становятся предметом роскоши, и на них надо копить.
На рынке автомобилей тоже ожидаются перемены. Есть предположения, что на фоне роста валют, машины подорожают на 25% – это, естественно, отразится на продажах. Если рост цен на новые автомобили продолжится, то падение рынка будет еще более существенным, что, в свою очередь, не может не отразиться на бизнесе дилеров.