Образование истории «Я здесь как инопланетянин»: история молодого учителя, который бросил Америку и Москву ради детей из российской глуши

«Я здесь как инопланетянин»: история молодого учителя, который бросил Америку и Москву ради детей из российской глуши

Марат год проучился по обмену в Америке в штате Вайоминг и уверен, что это та же Сибирь

Молодой учитель преподает историю и обществознание для пятых, шестых и седьмых классов в средней школе в Черепанове

25-летний москвич Марат Садеков год назад переехал в Сибирь, в небольшой город в Новосибирской области — Черепаново. Он окончил московский университет, год учился по обмену в Америке, а в прошлом году решил окунуться в сибирский колорит, узнать местность не как турист, а как антрополог, и принести в регион что-то новое. Марат преподает историю и обществознание в городе Черепаново, часто рассуждает о важности своего приезда сюда, учит детей использовать интернет в учебных целях и считает, что столичные школьники не отличаются от школьников в небольшом городе.

Обязательно посмотрите наше видео о необычной жизни молодого учителя в Черепанове.

Москва, Вайоминг, Черепаново

Марату 25 лет, он родился в Москве, учился в Высшей школе экономики и один год — по обмену в университете в Америке. По программе он попал в штат Вайоминг, как называет это место сам Марат — в американскую Сибирь, где преимущественно живут консерваторы.

— За год учебы я проникся республиканскими ценностями. До этого я был настоящим городским жителем, а здесь мне показали другой мир, где живут люди, для которых важную роль играют Бог и традиции.

После возвращения в Россию под воздействием программы по обмену Марат решил, что хочет снова оказаться в сельской местности. Он подал заявку для участия в программе «Учитель для России», а из предложенных регионов выбор пал на Сибирь. Так москвич стал учителем истории и обществознания в небольшом сером городе Новосибирской области — Черепаново.

Школа, где работает Марат, находится в частном секторе, недалеко есть парк и несколько многоэтажек

В Черепанове примерно 19 тысяч жителей, две школы, несколько парков, а из достопримечательностей — вокзал, пара памятников и церкви. Но Марат рад, что оказался в консервативном месте со своими ценностями и устоями, как когда-то в Вайоминге.

— Было желание уехать из большого города, Черепаново — компромиссный вариант: небольшой город, но можно сесть на электричку — и ты уже в Новосибирске. Мне нравятся сам город, люди, их мировоззрение, патриотичность и консерватизм.

Учитель доволен тем, что оказался в Черепанове, ему нравятся люди, местность и устоявшийся быт

Школа, где работает учителем Марат, ничем не отличается от других: серое, обшарпанное здание, но с пластиковыми окнами. На входе встречает охранник и сразу спрашивает нас, зачем мы пришли, после предлагает отнести верхнюю одежду в гардероб, где выдают номерки, сделанные из линолеума, на которых аккуратно написан номер.

Как только прозвенел звонок, толпа школьников стремительно заполняет коридор, мы аккуратно поднимаемся по лестнице в кабинет, а Марат шутит, что надо держаться за руки, как альпинисты, чтобы не затеряться в толпе. Ученики протягивают руки молодому учителю, чтобы поздороваться, нескольким детям Марат пожимает руки, а потом просто машет, потому что пожать руку каждому — значит задержаться еще минут на 10 в коридоре.

Внутри здания на первом этаже: турникеты на входе, столовая, спортзал и гардероб

«Я сделал Черепаново лучше или наоборот?»

В черепановской школе № 4 работают 6 молодых преподавателей из программы «Учитель для России». Марат преподает историю и обществознание у пятых, шестых и седьмых классов, а с этого года из-за нехватки учителей — еще и астрономию для единственного десятого класса, состоящего из 16 человек. Первый год работы оказался самым сложным из-за отношения к профессии учителя в обществе: люди уверены, что эта профессия для мужчины не самая перспективная.

— Учитель, с одной стороны, самая почитаемая профессия, но с другой, — учитель Черепанова, ведущий историю и обществознание, не имеющий репетиторства, настоящий лох. Сложно преодолевать общественное порицание: первый год я приходил домой и чуть ли не в позе мыслителя думал, а не лох ли я?

На уроке астрономии Марат попросил учеников написать рецензию на фильм, который они посмотрели недавно. Оказалось, что многие не знают значение слова «рецензия»
Тогда учитель нашел объяснение в интернете и попросил детей запомнить, что так можно делать с любым неизвестным словом

Как рассказал Марат, когда люди узнают, что он работает учителем в небольшом городе, спрашивают: «На что ты живешь?». Но для молодого педагога жить и работать в Черепанове оказалось настоящим исследованием с антропологической точки зрения: не просто быть туристом в Новосибирской области, а погрузиться в среду и стать местным жителем.

— Важно помогать сложным территориям России, но это альтруизм в кавычках, потому что никогда не знаешь, к чему приведет моя деятельность здесь. После моего урока дети станут великими учеными или опасными политиками? Я сделал Черепаново лучше или я наоборот отбираю ресурс у тех, кто живет здесь? Каждый день работаю в школе с этими мыслями.

По словам учителя, быть с детьми на одной волне невозможно, потому что они быстрее усваивают новые шутки, понять которые можно, если их объяснят

Кто точно рад молодым учителям в небольшом городе — дети. За год Марат заметил, что школьники в маленьком городе не сильно отличаются от школьников в столице. Черепаново — такой же контрастный город, как и Москва: есть богатые люди, а есть бедные, кого-то забирают из школы на дорогом автомобиле, а кто-то не может себе этого позволить.

— В плане образования дети не отличаются, в Черепанове есть те же возможности и ресурсы. Но есть небольшие нюансы: например, в Москве будут кружки по рисованию комиксов, а здесь — по баскетболу, потому что есть тренер.

Марат уверен, что оценки необходимо ставить за знания по конкретному предмету и не оценивать ребенка по категориям: двоечник или отличник

Каждый молодой учитель, который участвует в программе «Учитель для России», проходит обучение, где им показывают разные форматы проведения урока. Марат в работе часто использует ассоциативную игру по терминам: ученик садится спиной к доске, учитель пишет на доске термин, а одноклассники подсказывают через ассоциации, какой термин написал учитель.

«Учитель для России» — общественная программа, которая стремится дать одинаковые образовательные возможности детям в разных регионах России. Ее участники — выпускники лучших вузов страны — на два года отправляются в поселки и небольшие города работать учителями в школах. Программа обеспечивает их профессиональное обучение и методическую поддержку, покрывает расходы на аренду жилья в случае, если участники переезжают в другое место. Также они получают зарплату начинающего школьного учителя и стипендию в размере 20 тысяч рублей ежемесячно.

Молодые учителя отличаются не только тем, что играют в игры, например, Марат разрешает использовать телефон во время урока, но только для учебных целей: узнать значение нового слова или посмотреть, как выглядел Петр I. Как сказал Марат на уроке, учитель когда-нибудь исчезнет, а интернет — никогда.

— Они — поколение, которое выросло на телефонах и клипах и давно не считывают информацию с бумаги. Моя задача — объяснить детям, что телефон надо использовать по назначению. Если они отвлекаются, то я их спрашиваю. Даже если во время урока ты пользуешься телефоном, ты должен всё знать и ответить.

Благодаря инициативе Марата школа получила финансирование на ремонт музея

«В чужой монастырь со своим уставом не залезай»: как молодого учителя принял коллектив

В кабинете Марата есть рисунки от его учеников, на одном из них портрет самого учителя, а на другом — вырезанный из бумаги Петр I и надпись: «Петр I открыл окно в Европу, а вы в нас — любовь к истории». Некоторые пытаются таким образом задобрить учителя: подарить яблоки, конфеты или что-то сделанное своими руками. Марат рассказал, что сразу объяснил школьникам, что такой трюк не сработает, а объединить учителя и ученика могут только знания и тяга к истории.

— Я дружелюбен с учениками, за порогом класса мы можем многое обсудить, но на уроке сосредоточены на изучении предмета.

В кабинете Марата много рисунков и постеров, посвященных истории, городу, кроме того, можно заметить шутки и философские выражения

Прийти в коллектив с уже устоявшимися ценностями было нелегко, особенно тому, кто никогда не жил в Черепанове. Коллеги встретили молодых учителей по-разному: кто-то — с радостью, кто-то — с опаской, а другие — нейтрально.

— Кому-то, может, не нравится, что я излишне дружелюбен, кому-то не нравится формат моего урока, и они могут об этом сказать: в чужой монастырь со своим уставом не залезай. Я уже залез в этот монастырь и в любом случае буду нарушать его устав, потому что у каждого свои суждения, я здесь как инопланетянин, и что бы не делал, всё будет в новинку.

Оказалось, что жизнь учителя — каждодневный сюрприз, сложно планировать что-то, но Марат иногда находит время для своих увлечений. В городе Черепаново он играет в настольный теннис, купил себе ракетку, шарики и даже участвовал в местном турнире, но выиграть не получилось.

— Там участвуют серьезные дядьки, я играл в школе на переменах, но этого мало, чтобы выиграть черепановский турнир. Это дело требует тренировки, но не стоит забывать, что я не профессиональный теннисист, а учитель.

Учитель, переехав в Черепаново, начал болеть за местные спортивные команды: «Сибирь» и «Локомотив» — их эмблемы также висят на стене в кабинете

Ученики узнают Марата не только в стенах школы — когда мы вышли из здания и оказались в парке, несколько ребят помахали учителю. Молодого педагога поймали и в магазине: несколько учеников обступили Марата, пожали ему руку и пообщались. Как говорит сам учитель, со школьниками он может говорить о философии, жизни, учебе, о Москве спрашивают не часто, а если спрашивают, то немного.

Одна из проблем Черепанова — нет мест для отдыха молодежи, недавно в городе появился парк, в котором любит отдыхать и сам Марат. Летом здесь собираются школьники, чтобы посидеть на лавочках, пообщаться, поиграть в футбол или позаниматься на турниках. Молодой учитель здесь выгуливает двух своих кошек, а если встречает учеников, то общается с ними.

Марат уверен, что прекрасное можно найти и в сибирской глубинке

По программе «Учитель для России» Марату осталось работать в школе год, что будет дальше — он пока не думал.

Что еще интересно почитать о молодых учителях

Сбежавшая в Сибирь: молодая учительница бросила Москву ради Искитима — смотрим, как она сейчас живет.

Юная красотка мечтала стать голливудской актрисой, а оказалась в Искитиме — как работает учительница русского языка.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
Убрать Дарвина, или Родительское собрание как форма пытки
Лебедев Денис
Руководитель отдела "Бизнес"
Мнение
50 тысяч на четверых: как семья провела бюджетный отпуск на озерах Казахстана
Анонимное мнение
Мнение
«Остается выкрасть математичку из соседней школы». Отец девятиклассника — о дефиците учителей в стране
Анонимное мнение
Мнение
Нейросеть «Пелевин». Рецензия на новую книгу «Круть»
Сергей Князев
Мнение
Палка для битья крапивы, ракоходы и даже шишки: топ придурочных товаров с Wildberries
Любовь Никитина
Рекомендуем
Объявления