Бизнес Экономика В России начали дорожать одежда и обувь

В России начали дорожать одежда и обувь

Согласно последним данным Росстата, инфляция в марте сократилась почти вдвое, составив 1,2% месяц к месяцу после 2,2% в феврале. Но в годовом выражении ее ускорение продолжается: в марте она достигла 16,9% против 16,7% на конец февраля. Степень снижения инфляцию месяц к месяцу совпадает с нашими ожиданиями и может свидетельствовать о начале позитивной динамики инфляции по мере сокращения влияния на цены эффекта от девальвации рубля. Если наши предположения верны, то год к году индекс потребительских цен будет оставаться повышенным недолго, и уже вскоре годовая инфляция также пойдет на снижение.

Тем не менее нельзя не отметить, что итоговая инфляция в марте оказалась на 0,2% выше цифр, рассчитанных на основе предварительной недельной статистики. Как мы и предполагали, произошло это из-за все еще повышенной инфляции в непродовольственном сегменте (большая часть данных о ней не публикуется в недельных отчетах). Непродовольственная инфляция сократилась гораздо менее резко, чем в других сегментах, а именно: с 2,1% до 1,4% м./м., тогда как продуктовая инфляция и инфляция услуг упали примерно вдвое – до 1,6% и 0,3 % м./м., соответственно.

Наибольший вклад в сокращение инфляции привнесло снижение темпов роста цен на плодоовощную продукцию. В марте фрукты и овощи подорожали только на 1,2% против 7,2% в феврале, что обеспечило снижение общей инфляции на 0,2 п. п. В марте значительно снизились темпы роста цен практически на все продукты. Текущая динамика цен на плодоовощную продукцию (основной риск для продовольственной инфляции) говорит о том, что в отсутствие шоков со стороны предложения (например, засуха) вскоре фрукты и овощи могут начать довольно сильно дешеветь (эффект усилится по мере появления нового урожая), что станет компенсацией после всплеска их цен в начале этого года (ввиду накопленного эффекта от запрета на импорт и девальвации рубля). Из продуктовых категорий в целом медленнее снижаются лишь темпы роста цен на хлебобулочные и макаронные изделия, но падение цен на зерно вскоре должно нормализовать ситуацию.

В непродовольственном сегменте неприятным сюрпризом стало ускорение роста цен на одежду (с 1,4% до 1,6%) и обувь (с 1,4% до 2%), а также моющие и чистящие средства (с 2,55% до 3,8%) – категории, влияние эффекта от девальвации рубля на которые традиционно сильное. Таким образом, с уверенностью говорить о том, что пик удорожания этих товаров пройден, пока преждевременно, хотя в апреле мы считаем более вероятным начало тенденции к постепенному замедлению темпов роста их цен. Неожиданное ухудшение инфляционной динамики в этих категориях полностью компенсировалось более резким замедлением роста цен или их снижением на другие товары. К примеру, темпы роста цен на электротовары и бытовые приборы сократились с 2,2% до 0,9%, телерадиотовары подешевели на 0,6%, что свидетельствует о коррекции после ажиотажного спроса на электронику в конце 2014 года.

В сегменте услуг к снижению инфляции привело сильное сокращение темпов роста цен на услуги ЖКХ, пассажирского транспорта и зарубежного туризма, что в совокупности могло дать около минус 0,1 п. п. к общей инфляции. Такие результаты являются позитивным сигналом – эффект переноса падения курса рубля на цены все же начал существенно ослабевать. Если позитивная тенденция марта продолжится в ближайшие месяцы, нельзя исключать сценария, при котором инфляция год к году уже существенно не превысит 17% во втором квартале. Мы по-прежнему ожидаем, что к концу года инфляция сократится до 13,5%. На наш взгляд, улучшение инфляционной динамики в марте существенно, чтобы стать в глазах ЦБ дополнительным аргументом в пользу ожидаемого дальнейшего снижения ключевой ставки. Мы прогнозируем не менее 100 б. п. снижения ключевой ставки на ближайшем заседании ЦБ 30 апреля.

макроаналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем