ѕриродный газ — топливо дешевое, чистое и с высоким октановым числом. Ќо есть и минусы
ѕриродный газ — топливо дешевое, чистое и с высоким октановым числом. Ќо есть и минусы

ѕравительство –оссии планирует выделить без малого 190 миллиардов рублей на п€тилетний план перевода транспорта на природный газ — метан. —тимулировать будут не только бизнес, но и частных автовладельцев, дл€ которых предусмотрена субсиди€ в 27 тыс€ч рублей за установку метанового газобалонного оборудовани€ (√Ѕќ). ћы разобрались, в чем плюсы метана и существенна ли экономи€ от государственной субсидии.

”же в этом году субсидии из федерального бюджета пойдут владельцам автомобилей не старше п€ти лет, которые установ€т метановое √Ѕќ. –азмер компенсации зависит от типа машины, пишут «»звести€». “ак, дл€ магистральных т€гачей субсиди€ достигает 147 тыс€ч рублей. Ќо в ћинэнерго рассчитывают, что больша€ часть спроса придЄтс€ как раз на легковушки. ѕрограмму реализуют совместно с компанией «√азпром газомоторное топливо».

ћетан не нужно путать с другим попул€рным топливом — пропан-бутаном. ¬ отличие от него, метан хранитс€ в сжатом состо€нии под давление пор€дка 200 атмосфер. ќборудование дл€ сжатого газа (CNG) в два–три раза дороже, чем дл€ сжиженного, что €вл€етс€ одной из причин редкости «метановых» машин.

«начима ли скидка в 27 тыс€ч рублей? —пециалист компании Elite Gas (партнЄр «√азпром газомоторное топливо») јлександр ћаксименко рассказал, что хорошее √Ѕќ с установкой стоит пор€дка 90 тыс€ч рублей — кстати, такую же сумму закладывали в свои расчЄты эксперты ћинэнерго. ѕравда, эта величина не учитывает расходы по легализации √Ѕќ, которые в отдельных случа€х достигают 20–25 тыс€ч рублей.

–азница в цене между природным газом и бензином позвол€ет окупать дорогое √Ѕќ за 50–100 тыс€ч километров пробега
–азница в цене между природным газом и бензином позвол€ет окупать дорогое √Ѕќ за 50–100 тыс€ч километров пробега

—тоимость метана сегодн€ — пор€дка 15–17 рублей за кубометр против 45 рублей, которые стоит литр бензина. —редний расход метана, например дл€ Lada Vesta, составл€ет пор€дка 7–8 кубометров на 100 километров при езде по трассе. ѕо сравнению с бензином стоимость километра пробега снижаетс€ с 3–4,5 до 1–2 рублей.

—реднюю экономию от езды на метане можно прин€ть равной 2 рубл€м с километра. “огда метановое √Ѕќ окупитс€ за 45 тыс€ч километров пробега. √осударственна€ субсиди€ сократит этот пробег примерно на 13 тыс€ч километров.

Ќа практике точка окупаемости наступит позднее — из-за редкости метановых станций (ј√Ќ —) ездить исключительно на природном газе в –оссии сложно. Ќапример, в „ел€бинской области всего 15 ј√Ќ —, в —вердловской — 17, в Ѕашкирии — 14, в “атарстане — 19, в ћоскве и ћосковской области — 17.  ¬ целом по –оссии их менее 400. ƒл€ сравнени€, обычных ј«— в стране — 25 тыс€ч.

«аводска€ Vesta CNG с 90-литровым баллоном дл€ газа проезжает на одной заправке метаном лишь 230 километров по трассе и пор€дка 150 километров по городу (данные испытаний изданием «јвторевю»). Ёто означает, например, что доехать от „ел€бинска до ”фы, использу€ один лишь метан, на Vesta CNG не удастс€ — ј√Ќ — есть под «латоустом и вблизи ”фы, но рассто€ние между ними — почти 300 километров.

Ќеразвитость сети ј√Ќ — в –оссии — одно из наиболее серьЄзных преп€тствий дл€ распространени€ метановых машин. —о времЄн ———– осталось пор€дка 500 компрессорных станций, частично уже вышедших из стро€, но за последние годы их количество прирастало очень медленно. ѕоэтому программа «–азвитие рынка газомоторного топлива» предусматривает и субсидии до 40 миллионов рублей на постройку новых ј√Ќ —, что, по оценкам авторов программы, компенсирует до трети стоимости.

Lada Vesta CNG оснащаетс€ италь€нским √Ѕќ. ќбъЄм баллона — 90 литров, что позвол€ет вместить 18 кубометров метана (эквивалентное количество при атмосферном давлении). “акого запаса хватает дл€ пробега пор€дка 250 км на одной газовой заправке, но с учетом бензина Vesta CNG может проехать до 1000 км без дозаправок 
Lada Vesta CNG оснащаетс€ италь€нским √Ѕќ. ќбъЄм баллона — 90 литров, что позвол€ет вместить 18 кубометров метана (эквивалентное количество при атмосферном давлении). “акого запаса хватает дл€ пробега пор€дка 250 км на одной газовой заправке, но с учетом бензина Vesta CNG может проехать до 1000 км без дозаправок 

ћетановые автомобили распространены в ≈вропе, где многие производители предлагают их с заводским √Ѕќ. ¬ –оссии прецедент создал ј¬“ќ¬ј«, выпустив Lada Vesta CNG. ѕравда, стоимость автомобил€ начинаетс€ от 810 тыс€ч рублей, что на 170 тыс€ч дороже аналогичной бензиновой Vesta. ѕоэтому пробег, при котором наступает окупаемость, — пор€дка 85 тыс€ч километров при использовании только метана.

ѕоэтому большинство автовладельцев выбирает самосто€тельную установку √Ѕќ, котора€ обходитс€ вдвое дешевле. ѕо словам јлександра ћаксименко, субсидии действуют и сейчас, например «√азпром газомоторное топливо» предлагает компенсацию в 25 тыс€ч рублей в виде заправочной карты, которой можно оплатить половину стоимость газа. Ёто эквивалентно заправке 1,5 тыс€чи «льготных» кубометров газа, которых хватит примерно на 20 тыс€ч километров.

≈щЄ одна проблема автомобилей с √Ѕќ — уменьшение объЄма багажника. ” Vesta CNG он сокращаетс€ с 480 до 360 литров
≈щЄ одна проблема автомобилей с √Ѕќ — уменьшение объЄма багажника. ” Vesta CNG он сокращаетс€ с 480 до 360 литров

— —тимулирующие программы, похожие на предложенные ћинэнерго, действовали ранее в отдельных регионах, например в “атарстане, — добавл€ет јлександр ћаксименко. — —уд€ по всему, опыт оказалс€ положительным, и их решили распространить на другие области.

ќ перспективах перехода на газомоторное топливо в –оссии говор€т уже много лет: в прошлом году президент ¬ладимир ѕутин отметил приоритетность метановых машинах в сравнении с электромобил€ми. ћетан экологичнее бензина за счЄт значительно меньшего содержани€ (отсутстви€) вредных примесей и т€жЄлых углеводородов.

«а п€ть лет парк машин на газомоторном топливе планируетс€ увеличить с нынешних 155 тыс€ч единиц до 274 тыс€ч. ¬ абсолютных величинах это лишь ничтожна€ часть 50-миллионного автопарка, но в балансе новых автомобилей дол€ газомоторной техники должна достичь пор€дка 3%.

ƒругим преп€тствием дл€ использовани€ √Ѕќ €вл€етс€ необходимость его легализации: процедура эта недешЄва€ и долга€.  роме того, она усложнитс€ уже с 1 июл€ 2019 года, когда вступит в силу √ќ—“ 33670, требующий личного посещени€ аккредитованной лаборатории. —егодн€ при легализации √Ѕќ достаточно дистанционного общени€. —ейчас на всю –оссию — лишь 15 таких организаций.

¬ научной литературе сжатый газ называетс€ компримированным. ¬ англо€зычных источниках — CNG (compressed natural gas)
¬ научной литературе сжатый газ называетс€ компримированным. ¬ англо€зычных источниках — CNG (compressed natural gas)

≈щЄ один сдерживающий фактор дл€ массового перехода на метан — неуверенность людей, что низка€ цена сохранитс€ в случае, если метан станет одним из «мейнстримовых» типов топлива. ѕоказательной была прошла€ весна, когда вслед за подорожанием бензина на 3,5 рубл€ за литр в большинстве регионов подорожал сжиженный газ пропан-бутан: его цена подн€лась на величину до 7 рублей, то есть практически в полтора раза (данные –осстата — 31,8%).

”сили€ по переводу российского автопарка на газомоторное топливо пока нос€т фрагментарный характер, не реша€ проблемы в целом. ћетан по-прежнему оправдан дл€ отдельных автомобилистов со значительными годовыми пробегами при наличии ј√Ќ — в их ареале. „тобы €вление стало массовым, нужны рост количества ј√Ќ — и госгарантии низкой цены метана.

 аково ваше отношение к автомобил€м на газе (сжатом или сжиженном)?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • Ќегативное: тема дл€ бедных и таксистов
  • Ёто слишком опасно
  • ќправдано при больших пробегах
  • «адумываюсь о переходе на газовое топливо
  • ≈зжу на газе и радуюсь
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€

¬ конце марта в –оссии заканчиваетс€ соглашение о заморозке цен на жидкое топливо между правительством и нефт€ными компани€ми. ѕока топливо дорожает в пределах инфл€ции.

ќбнаружили ошибку или хотите предложить тему? —мело пишите на электронную почту редакции «јвто»