»звестно сразу несколько случаев, когда прав лишали за ƒ“ѕ, которые таковыми не €вл€лись
»звестно сразу несколько случаев, когда прав лишали за ƒ“ѕ, которые таковыми не €вл€лись

ƒл€ начала немного терминологии. —огласно ѕравилам дорожного движени€ ƒ“ѕ – это событие, возникшее в процессе движени€ по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружени€, грузы либо причинен иной материальный ущерб. »менно в неправильной трактовке этого определени€ – весь корень зла. Ќа дн€х «–оссийска€ газета» рассказала о ситуации, при которой автомобилист лишилс€ прав по ч. 3 ст. 12.27  ојѕ –‘. ќднако в процессе оспаривани€ такого решени€ в судах вы€снилось, что ƒ“ѕ по факту и не было вовсе.

јвтомобилист в дороге пробил переднее колесо на своем ¬ј«. ћужчина остановилс€, достал запаску и самосто€тельно его заменил. ќднако вскоре, снова в пути, вышла из стро€ и запаска. –асстроившийс€ водитель позвонил родственнику, чтобы он привез инструмент и забрал машину. ј сам, от расстройства, немного выпил тут же – на обочине.  ак назло, мимо проезжал экипаж ƒѕ—. ¬ итоге водител€ ¬ј« привлекли за употребление после ƒ“ѕ.

„. 3 ст. 12.27  ојѕ –‘: невыполнение требовани€ правил дорожного движени€ о запрещении водителю употребл€ть алкогольные напитки после ƒ“ѕ, к которому он причастен, влечет наложение административного штрафа в 30 000 рублей с лишением прав на срок от полутора до двух лет.

Ќачались долгие разбирательства. ¬ итоге ¬ерховный суд прекратил административное дело и вернул автомобилисту права. ј все потому, что случившеес€ не €вл€лось ƒ“ѕ: не повлекло за собой никаких последствий – раненных, погибших, повреждени€ имущества или причинени€ какого-либо другого материального ущерба.

ќ ситуации, в которой прав едва не лишилс€ водитель, наехавший на ворота своего же гаража, рассказал нам автоюрист Ћев ¬оропаев.

– ћужчина выезжал из гаража и, по неосторожности, ударилс€ о створки ворот. „то человек делает в такой ситуации? ”ж точно не вызывает √»Ѕƒƒ – сам ударил, сам пом€л свою же машину и ворота, сам виноват.  азалось бы, ну какое это ƒ“ѕ? “олько вот о случившемс€ в √»Ѕƒƒ сообщил неравнодушный сосед, – рассказал Ћев ¬оропаев. – ¬ итоге моего клиента едва не лишили прав за оставление места ƒ“ѕ. –ешение суда удалось оспорить в суде второй инстанции.

„. 2 ст. 12.27  ојѕ –‘: оставление водителем в нарушение правил дорожного движени€ места ƒ“ѕ, участником которого он €вл€лс€, влечет лишение прав на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток.

ќбратим ваше внимание на то, что ключевым в данном случае €вл€етс€ тот факт, что гараж принадлежит самому водителю, въехавшему в него. ≈сли речь идет о чужом имуществе, получившем повреждени€ в результате неосторожного маневра автомобилиста, то тут можно запросто лишитьс€ прав по ч. 2 ст. 12.27  ојѕ –‘. ѕодробнее об этом читайте в материале «—обака и забор лишат водител€ прав».

≈ще одним случаем, в котором водител€ пытались привлечь за оставление места ƒ“ѕ, поделилс€ с нами адвокат јлександр ўербинин.

– —итуаци€ произошла на парковке. ћой клиент открывал автомобиль. ¬ какой-то момент подн€лс€ ветер, сильным порывом дверь распахнуло, она ударила припаркованную р€дом машину, поцарапав ее, – рассказал адвокат. – ћой клиент в итоге уехал. ≈го попытались привлечь к административной ответственности за оставлением места ƒ“ѕ. Ќо поскольку все случилось не в движении, нам удалось доказать, что данное происшествие не €вл€етс€ ƒ“ѕ. ќтмечу, что повреждение имущества здесь все-таки было, и потому об€зательства возместить его с моего клиента никто не снимал. Ќо о лишении прав речи уже не шло.

  слову, €вл€етс€ ли повреждение чужих автомобилей на парковке в статике дорожно-транспортным происшествием – вопрос спорный. “ак Ћев ¬оропаев считает, что это действительно ƒ“ѕ:

– ѕоскольку посадка и высадка пассажиров €вл€етс€ одной из составл€ющих дорожного движени€, то и повреждение в результате данного действи€ другого автомобил€ справедливо назвать ƒ“ѕ, – по€снил Ћев ¬оропаев.

Ёту же мысль высказал автоюрист ёрий ѕанченко.

– ”правление транспортным средством продолжаетс€ от момента, когда автомобиль выезжает с преднамеренной остановки до момента, когда он также преднамеренно останавливаетс€, и водитель предпринимает все меры против угона. ѕеред этим водитель и все пассажиры должны выйти, – подчеркивает автоюрист. – “ак что открытие дверей – это продолжение управление. «аканчиваетс€ оно, когда водитель открыл двери, вышел сам, выпустил пассажиров и закрыл автомобиль. —оответственно, удар дверью по соседней машины с причинением ей ущерба – это ƒ“ѕ.

–ассказываем, в каких случа€х водител€м разъезжатьс€ нельз€, а также какую написать расписку, чтобы потом вас не обвинили в побеге с места аварии – в материале «Ќаша инструкци€: как уехать с места ƒ“ѕ и не лишитьс€ прав».

„то касаемо ƒ“ѕ, которые таковыми не €вл€ютс€ (как бы парадоксально не звучало), то тут совет такой: не уверены, надо ли вызывать √»Ѕƒƒ – звоните и уточн€йте. Ёто впоследствии может избавить вас от возможных непри€тностей.

– ≈сли пострадал только ваш автомобиль и ничего (никто) больше, место ƒ“ѕ вы можете покинуть. ≈сли возникают сомнени€, если задето какое-либо другое имущество, но вы не знаете, чье оно, кто впоследствии может обратитьс€ к вам с претензией – звоните в √»Ѕƒƒ, рассказывайте свою ситуацию и следуйте указани€м диспетчера. ≈сли речь идет, например, о сбитом заборе, веро€тно, автомобилиста попрос€т самосто€тельно сфотографировать место аварии и приехать в пункт оформлени€ ƒ“ѕ, – говорит ёрий ѕанченко. – ¬се разговоры фиксируютс€ и, в случае чего, вы сможете подтвердить факт обращени€ в √осавтоинспекцию, а значит вменить вам оставление места ƒ“ѕ уже не получитс€.

јлгоритм уведомлени€ √»Ѕƒƒ при разных типах ƒ“ѕ

≈сть пострадавшие

¬ызвать √»Ѕƒƒ, ожидать экипаж (подробнее – п. 2.6 ѕƒƒ)

Ќет пострадавших

≈сть разногласи€ в отношении виновности

”ведомить √»Ѕƒƒ, ожидать экипаж

”ведомить √»Ѕƒƒ, в случае получени€ инструкции оформить ƒ“ѕ самосто€тельно и прибыть дл€ дооформлени€ в отделение √»Ѕƒƒ (полиции)

Ќет разногласий

≈вропротокол (в аварии участвуют два застрахованных по ќ—ј√ќ автомобил€, сумма ущерба не превышает лимита. ƒл€ регионов – 50 тыс€ч руб.). –азрешаетс€ оформить ƒ“ѕ самосто€тельно и обратитьс€ в страховую компанию

—амосто€тельное оформление. «аполнить документы и прибыть в отделение √»Ѕƒƒ дл€ дальнейшего оформлени€. —умма лимита по ќ—ј√ќ – стандартные 400 тыс€ч.

ћелкие ƒ“ѕ. ѕри отсутствии взаимных претензий и необходимости оформл€ть документы, когда повреждено только имущество участников ƒ“ѕ, допускаетс€ не оформл€ть его. ¬ расписке от второй стороны необходимо указать: «ќба водител€ не имеют необходимости в оформлении ƒ“ѕ»