«акон о «народном ќ—ј√ќ»: снизитс€ ли стоимость полисов

—амое значимое изменение св€зано с введением понижающего коэффициента, который страховые смогут устанавливать самосто€тельно, поощр€€ отдельные группы водителей.  оэффициент сможет лишь удешевить полис дл€ беспроблемных водителей, но не увеличит стоимость дл€ остальных.

ќдним из критериев адекватности станет стиль вождени€, который будет отслеживать специальное устройство-трекер. ”становку трекеров на автомобили клиентов предлагаетс€ делать за счет страховых.

—тоимость полиса ќ—ј√ќ дл€ конкретного водител€ определ€етс€ путем умножени€ базового тарифа (3,4–4,1 тыс€чи рублей) на р€д коэффициентов. ќни учитывают место проживани€ автовладельца, его стаж и возраст, мощность автомобил€, аварийность водител€ в предыдущие периоды страховани€. ƒо 2014 года базовый тариф был единым и не мен€лс€ в течение 10 лет (1980 рублей), однако затем был повышен в два этапа. ќдновременно у страховщиков по€вилась возможность снижать базовый тариф в пределах 20%.

—аму систему коэффициентов ждет пересмотр, в частности, ћинфин предлагает отказатьс€ от территориального и мощностного и коэффициентов, которые вызывают много споров. ¬место них в законопроекте по€вл€етс€ новый повышающий коэффициент, который учитывает количество грубых нарушений ѕƒƒ (проезд на красный, значительные превышени€ скорости, пь€на€ езда и так далее).

ƒругими словами, вычисление стоимости ќ—ј√ќ предлагаетс€ сделать индивидуальным, поставив в зависимость не от общих параметров (регион, мощность), а от особенностей конкретного водител€ – аварийность, стиль езды, количество нарушений.

 роме того, клиентам предложат три типа полисов с лимитами выплат 400 тыс€ч рублей (500 тыс€ч за вред здоровью), 1 млн рублей или 2 млн рублей. ѕоследние, естественно, будут дороже, однако страховым запрет€т нав€зывать полисы с расширенным лимитом выплат.

≈ще одна хороша€ новость – это снижение максимальной стоимости полиса. —ейчас она может составл€ть не более п€ти базовых ставок ќ—ј√ќ, умноженных на территориальный коэффициент. ѕредлагаетс€ ограничить ее трем€ базовыми ставками. —егодн€ «п€тикратное ќ—ј√ќ» примен€етс€ в отношении клиентов, грубо нарушивших правила страховани€, например, уличенных в мошенничестве.

 ак пишет « оммерсант», реакци€ страховщиков на предложенные изменени€ оказалась в целом негативной, так, «–оссийский союз автостраховщиков» возражает против повышени€ лимитов выплат до 1–2 млн рублей и упразднени€ территориальных и мощностных коэффициентов.

ќднако не все предложени€ ћинфина отвергаютс€ страховым сообществом. «аместитель гендиректора јќ «ё∆”–јЋ-ј— ќ» јлексей Ћюбавин считает привлекательной идею установки на автомобили клиентов трекеров дл€ отслеживани€ стил€ езды:

– ћы примен€ем такую технологию уже полтора года при страховании по каско, и она работает просто здорово: аварийность клиентов, которые доказали свою аккуратность после установки трекера, в два раза ниже среднего уровн€. Ќо в случае с ќ—ј√ќ возникает несколько технических вопросов. Ќапример, мы ставим трекер на автомобиль клиента на три мес€ца, после чего он возвращает его нам.  лиент мотивирован сделать это, чтобы получить сниженный тариф по каско. Ќо как обеспечить возврат трекеров страховой компании в случае с ќ—ј√ќ, пока не€сно – этот механизм нуждаетс€ в про€снении.

»нформацию с трекера клиент может увидеть с помощью смартфона, а заодно узнать размер предлагаемой скидки за аккуратность
»нформацию с трекера клиент может увидеть с помощью смартфона, а заодно узнать размер предлагаемой скидки за аккуратность

”точним, что трекер представл€ет собой «черный €щик» размером чуть больше спичечного коробка, который включаетс€ в диагностический разъем автомобил€ и отслеживает значимые параметры движени€: скорость, перегрузки, врем€... ƒалее по определенному алгоритму водителю присваиваютс€ баллы, отражающие риски попадани€ в ƒ“ѕ. Ѕаллы снижаютс€, например, вследствие регул€рных поездок в часы-пик, изобилие резких торможений или увлечение скоростью.

¬ведение понижающих коэффициентов предполагает борьбу страховых компаний за клиентов. ѕри этом сегодн€ наблюдаетс€ обратна€ ситуаци€: страховые, как правило, не испытывают недостатка в желающих купить ќ—ј√ќ, а с учетом декларируемой убыточности страховки нередко стрем€тс€ снизить свое присутствие на рынке. ¬озникает вопрос: будут ли они примен€тьс€ понижающие коэффициенты в таком случае?

– ≈сли говорить об ќ—ј√ќ дл€ частных лиц, то оно в целом убыточно, поэтому у страховых нет мотивации снижать тарифы. Ќо страховые нередко снижают базовую ставку дл€ корпоративных клиентов, чтобы привлечь автопарки, поэтому при определенных услови€х страховые пользуютс€ возможност€ми «дисконта», – по€сн€ет јлексей Ћюбавин. – ¬ целом люба€ страхова€ заинтересована в привлечении аккуратных клиентов, поэтому снижение тарифов дл€ определенных категорий граждан вполне возможно.

—егодн€ наиболее эффективным способом сэкономить на ќ—ј√ќ до 50% €вл€етс€ безаварийна€ езда. ≈е учитывает так называемый коэффициент бонус-малус ( Ѕћ), который страховые нередко завышают.  ак узнать и скорректировать свой  Ѕћ – в нашей инструкции.

Ќесмотр€ на оптимистичный тон поправок ћинфина, по сути, они €вл€ютс€ первой ступенью к полной либерализации тарифов ќ—ј√ќ. ≈сли сейчас страховые могут вли€ть на стоимость полиса лишь в пределах 20% за счет вилки базовой ставки, то в перспективе коридор тарифов будет существенно расширен вплоть до полной отмены ограничений. — учетом регул€рных жалоб страхового сообщества на убыточность ќ—ј√ќ, отмена потолка на тарифы с большой веро€тностью увеличит среднюю стоимость об€зательной страховки.

Ќапомним, что с апрел€ в –оссии работает так называема€ система «натурального ќ—ј√ќ», когда приоритетным видом возмещени€ €вл€етс€ не денежна€ выплата, а направление на ремонт. —истема призвана искоренить главную причину убыточности ќ—ј√ќ – активность «черных автоюристов», которые отсуживают у страховых гипертрофированные суммы.

 ак мы писали ранее, страховое сообщество не ожидало резкого увеличени€ доли направлений на ремонт в общем потоке компенсаций. «акон об ќ—ј√ќ предъ€вл€ет жесткие и зачастую трудновыполнимые требовани€ к страховщикам при натуральном возмещении ущерба, в результате больша€ часть компенсаций производитс€ по-старинке в денежной форме.

ј значит, даже если предложенные ћинфином поправки приведут к небольшой оттепели на рынке ќ—ј√ќ, коснетс€ она в основном узкой категории автомобилистов, способных доказать свою беспроблемность. ¬ длительной же перспективе либерализаци€ тарифов ќ—ј√ќ наверн€ка обернетс€ еще большим подорожанием.

≈сть ли у вас полис ќ—ј√ќ?

јвторизируйтесь,  чтобы проголосовать ќпрос завершен ¬ы успешно проголосовали! –езультаты будут опубликованы по завершении опроса.
  • ƒа
  • ѕерестал страховать недавно
  • Ќе буду продл€ть
  • ≈зжу без полиса давно
  сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосовани€