ѕеревозка детей «без кресла» по-новым ѕƒƒ: отвечаем на попул€рные вопросы

 аких детей и как можно перевозить без кресла

ƒо сих пор ѕƒƒ требовали перевозить в автокреслах детей в возрасте до 12 лет, если транспортное средство оборудовано ремн€ми безопасности. Ќова€ редакци€ ѕравил оставл€ет дл€ школьников в возрасте от 7 до 11 лет включительно ездить без детского автокресла, но только на заднем сиденье автомобил€. ѕристегнут ребенок должен быть штатным ремнем безопасности. ƒетей младшего возраста по-прежнему осуществл€тьс€ с использованием детских удерживающих систем (устройств).

—тоит ли перевозить ребенка без автокресла?

— точки зрени€ безопасности – нет. Ўтатный ремень травмоопасен дл€ ребенка, особенно сильные повреждени€ от штатного ремн€ наблюдаютс€ в области брюшины, что подтверждено результатами многих тестов в ≈вропе и –оссии, например, краш-тестом издани€ «јвторевю». ¬мен€емые родители не станут злоупотребл€ть послаблением в ѕƒƒ: штраф в 3000 рублей – не самое страшное последствие перевозки ребенка без кресла.

ћожно ли использовать бустеры и адаптеры?

Ќет, теперь они официально запрещены без оговорок, кроме бустеров с соответствующим  сертификатом (см. ниже). ¬ прежнем тексте ѕƒƒ была фраза, разрешавша€ использовать «иные средства» дл€ пристегивани€ ребенка штатным ремнем, что порождало многочисленные споры, например, можно ли использовать в качестве такого средства свернутое оде€ло или толстую книгу. ѕомимо народных методов были и заводские устройства: валики-бустеры и треугольные накладки-адаптеры, например, компании ‘Ё—“. ≈ще до введени€ запрета последние были признаны небезопасными по результатам испытаний в Ќјћ». ќднако водител€м порой удавалось оспорить штраф в суде, ссыла€сь на оговорку про «иные средства». “еперь спорна€ фраза исключена из текста правил, которые требуют использовани€ детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка. ѕод это пон€тие вход€т и автолюльки, и кресла, и разрешенные виды бустеров.

 акие именно устройства можно использовать?

—амый большой подвох нового подхода – фактический запрет на применение автокресел, не имеющих сертификации по правилам ECE R44/04. —обственно, это требование по€вилось еще в 2015 году в рамках техрегламента “аможенного союза, но до сих пор на него смотрели сквозь пальцы ввиду наличи€ в ѕƒƒ исключени€ в виде «иных устройств».

Ќаличие разрешени€ отражаетс€ в документах и специальной оранжевой табличке на корпусе или ремне безопасности автокресла (люльки). ‘ормально использование несертифицированных кресел приравниваетс€ к перевозке детей без оных и влечет штраф в 3000 рублей (ст. 12.23  ојѕ).

¬ начале 2007 года, когда детские автокресла стали об€зательны, они не подлежали сертификации вообще, несмотр€ на то, что в ≈вропе уже действовали правила ECE R44/03, позже скопированные –оссией (в редакции 2009 года). Ќаличие сертификатов на кресла в автомагазинах контролировалось слабо, как не провер€лс€ этот факт и сотрудниками √»Ѕƒƒ при остановке автомобил€. —оответственно, изр€дный процент автомобилистов сегодн€ использует автокресла, которые с точки зрени€ буквы закона таковыми не €вл€ютс€. Ѕудут ли к этому придиратьс€ сотрудники √»Ѕƒƒ – узнаем в ближайшее врем€.

ћожно ли перевозить ребенка на переднем сиденье? Ѕезопасно ли это?

Ќа переднем пассажирском сиденье все дети в возрасте до 11 лет включительно перевоз€тс€ только с использованием детских удерживающих систем (устройств).

ѕри этом переднее место считаетс€ небезопасным. Ќаименьший риск получени€ травмы – на среднем месте второго р€да сидений.

Ќужно ли отключать фронтальную подушку безопасности при перевозке ребенка на переднем пассажирском сиденье в автокресле или люльке?

»нформаци€ об этом содержитс€ в инструкции к автомобилю и на табличке, расположенной обычно под солнцезащитным козырьком пассажирского кресла. Ќо общее правило такое: если речь именно об автокресле, в котором ребенок сидит лицом вперед, отключать подушку безопасности не нужно.

ќднако если ребенок в автолюльке расположен лицом в сторону кресла, отключение подушки об€зательно, иначе ее срабатывание нанесет малышу травмы.

 ак выбрать автокресло?

¬ первую очередь это должно быть автокресло или люлька, сертифицированные по стандарту ECE R44/04 (√ќ—“ – 41.44-2005) – запросите все документы у продавца. “абличка о сертификации должна быть видима без сн€ти€ упаковки кресла.

ќбратите внимание на последнюю цифру 04 – она свидетельствует, что кресло соответствует наиболее поздней редакции регламента.

 ресло необходимо подобрать по весу ребенка: соответствующа€ информаци€ содержитс€ на табличке сертификации и в документах на автокресло.

ƒетские удерживающие устройства бывают более универсальными, допускающими перевозку детей разного возраста, и более специализированным.  ак правило, вторые обеспечивают лучшую защиту дл€ детей соответствующей весовой категории.

јвтокресло лучше выбирать вместе с ребенком, чтобы убедитьс€ в удобстве посадки.

—амо по себе наличие сертификата не гарантирует оптимальность выбора – в большей степени он нужен дл€ соблюдени€ формальностей. Ѕолее надежную информацию о безопасности автокресла можно почерпнуть из независимых краш-тестов, которые провод€т крупные издание (например, «јвторевю» и ««а рулем») и разнообразные институты (скажем, немецкий ADAC).

—идень€ с креплением Isofix в целом более безопасны и креп€тс€ напр€мую к силовой структуре кузова автомобил€. Ќо чтобы использовать такое сиденье, соответствующие креплени€ должны быть у вашего автомобил€ (смотрите инструкцию).

–едакци€ п. 22.9 ѕƒƒ (с 12 июл€ 2017 года): перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобил€, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детска€ удерживающа€ система Isofix, должна осуществл€тьс€ с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

ѕеревозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобил€, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детска€ удерживающа€ система Isofix, должна осуществл€тьс€ с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобил€ – только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.

”становка в легковом автомобиле и кабине грузового автомобил€ детских удерживающих систем (устройств) и размещение в них детей должны осуществл€тьс€ в соответствии с руководством по эксплуатации указанных систем (устройств).

«апрещаетс€ перевозить детей в возрасте младше 12 лет на заднем сиденье мотоцикла.