Авто Когда зеленый не разрешающий: разбираем спорные проезды перекрестка

Когда зеленый не разрешающий: разбираем спорные проезды перекрестка

Ехал на зеленый, попал в ДТП, оказался виноватым...

В головах водителей укоренена мысль, что зеленый сигнал – разрешающий. Формально это так, однако есть как минимум два исключения, которые мы проиллюстрируем на живых примерах.

На последних секундах видео автор трогается на законный зеленый, причем делает это отнюдь не первым. Однако едущий в соседней полосе Lexus притормаживает, и через секунду из-под него выскакивает «Калина», с которой и происходит столкновение. По словам автора, сотрудники ГИБДД склонны винить его. Справедливо?

Вспомним п. 13.8 ПДД: при включении разрешающего сигнала светофора водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, завершающим движение через перекресток, и пешеходам, не закончившим переход проезжей части данного направления. Фактически этот часто игнорируемый пункт обязывает водителя убедиться, что перекресток свободен от «поперечного» транспорта и пешеходов, а если это не так – пропускать их.

Естественно, краеугольным является вопрос, на какой сигнал светофора «завершатель» маневра въехал на перекресток. В случаях, когда машины уже тронулись, а поперечный водитель проскочил на откровенно красный, вина на нем. Проблема в пограничных ситуациях, которые оставляют позднему водителю пространство для спора. Он может аргументировать, что не успевал остановиться перед стоп-линией на желтый (6.14 ПДД), или настаивать, что въехал на перекресток в последние миллисекунды горения зеленого. И если это так, формально он имеет преимущество перед теми, кто стартует в следующей фазе светофора. Причем проезд широкого перекрестка с трамвайными путями может занять этак десять секунд, что субъективно покажется вечностью. Свинство? Отчасти. Отчасти, потому что сетования такого рода стоит адресовать не медленным «завершателям», а тем, кто организует движение на перекрестке.

В остальном п. 13.8 ПДД не делает исключения для тех, кто завершает маневр, въехав на перекресток, например, на желтый сигнал, имея при этом возможность остановиться. С точки зрения здравого смысла доезжающих лучше пропускать всегда, как минимум чтобы сэкономить время на разборе весьма спорной ситуации.

А вот еще один наглядный инцидент: учебная машина двигалась через перекресток в таком черепашьем темпе, что Golf явно не ожидал появления помехи через три секунды после включения зеленого. Тем более учебную машину от него закрыл фургончик. Тем не менее она имела право завершить маневр в данной ситуации, и поперечные водители обязаны были дождаться ее проезда, сколь бы издевательским это не казалось.

Обратите внимание – большая часть подобных аварий происходит по единому сценарию: двигаясь на зеленый, автомобиль выезжает из «тени» машины в соседнем ряду, которая закрывает ему обзор в поперечном направлении.

А вот еще одна ситуация, интуитивная оценка которой часто отличается от юридической. Автор поворачивал на стрелку дополнительной секции направо, однако основой сигнал светофора в этот момент сменился на желтый. Водителю, судя по всему, не понравилось поведение Volkswagen Passat и «Таврии», которые поворачивали со встречного направления налево и не пропустили его. Но тут полезно вспомнить п. 13.5 ПДД: при движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений.

Обратите внимание: правила не оговаривают, в какой момент эти транспортные средства въехали на перекресток и по какой траектории движутся.

Подытожим:

  1. Трогаясь на зеленый, убедитесь, что перекресток свободен от автомобилей и пешеходов, завершающих маневр. Зеленый хоть и разрешающий, разрешает не все.

  2. Особенно внимательными будьте на широких перекрестках с трамвайными путями или разбитым покрытием, проезд которых занимает много времени.

  3. Старайтесь не выскакивать вслепую из-за попутного автомобиля на перекрестке, если нет уверенности, что поперечный путь свободен.

  4. При повороте на стрелку дополнительной секции пропустите другие машины, с которыми пересекаются траектории, даже если в иной ситуации у вас был бы перед ними приоритет.

Артём Краснов
Фото: Видео пользователей Роберта Султанова/YouTube.com, Onliner Belarus/YouTube.com, Сергея Лахарева/YouTube.com, Sergey Al/YouTube.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем