27 ноября суббота
СЕЙЧАС -4°С

Лошадиные силы тщеславия

Поделиться

Поделиться

Mercedes-Benz GLA 45 AMG меня несколько озадачил. С одной стороны, если абстрагироваться от приставки AMG, он мне понравился. Он практически гениален в своем умении быть одновременно и сверхмощным, и сверхкомфортным. Это интуитивный, очень легкий в управлении автомобиль, на котором приятно ехать. Не сложно, не драйвово, а именно приятно. Но зачем ему 360 л.с.? Чем больше я вспоминаю тот тест, тем меньше понимаю концепцию машины. Избавь ее от половины этих лошадей, и она станет гармоничнее.

Нет, это касается не только этого GLA. Я вспоминаю мощные машины вроде Skoda Octavia RS (210 л.с.), Audi A6 3.0 TFSI (245 л.с.), VW Golf R (260 л.с.), Audi Q3 RS (310 л.с.), BMW M4 (431 л.с.), Porsche Cayenne Turbo (500 л.с.)... Эти машины нравятся мне всем, кроме гипертрофированной мощности. Я ездил и на их менее мощных аналогах и могу сказать уверенно – они не хуже. И даже лучше.

За последние лет 30 само понятие «мощности» сильно поменялось. Скажем, в начале 90-х, когда не получили распространение электронные помощники, мощность во многом определяла класс машины. То есть от мощности зависели не только цифры разгона, но вся философия машины. В то время сложно было представить городской хетч с двигателем >300 л.с., адресованный среднестатистическим водителям. Такую мощность мог иметь раллийный аппарат для избранных или дорожный спорткар для таких же сорвиголов.

Мощность была опасна. Мощность требовала уважения. Мощность предполагала некоторую исключительность и автомобиля, и его водителя. Наверное, мощность убила не меньше народу, чем табак или СПИД.

Хорошо это или плохо, но, начиная с нулевых годов, успехи в области электронных помощников и общий уровень технологий позволили укротить эту мощность. Инженер во мне восхищен. Автомобилист во мне озадачен.

Я совершенно ответственно заявляю, что подавляющее большинство современных машин с мощностью 300, 400, 500 л.с. ничуть не опаснее и не сложнее в управлении, чем какая-нибудь 80-сильная малолитражка. Естественно, если мы говорим об адекватных водителях, но неадекват и на «Матизе» начудит.

Жена состоятельного человека, отъездив год-два на каком-нибудь M, S, RS или GTS, может очень удивиться, что под капотом ее машины этак 400-500 л.с. Если не страдать дрэг-рейсингом, эта мощность просто не чувствуется. Вообще! Она затерялась где-то там в слоях шумоизоляции, хитрых заслонках выпуска и противобуксовочных системах.

Можно сказать, что это очень даже прекрасно, потому что сегодня сверхмощные машины абсолютно комфортны и безопасны, и разве это не есть великое достижение технического прогресса? Да, это так. Но тогда у меня другой вопрос – а зачем нам тогда эта мощность? Зачем дорогое оружие, которое не может стрелять? Зачем столько сложностей с охлаждением двигателя, с компоновкой, с усилением подвески и тормозов, если, по большому счету, это никому не нужно? Если топовая версия машины управляется так же легко и комфотно, как базовая?

Нет, я не желаю смерти всем, кто ездит на 300+ л.с. Но раньше был хотя бы романтический мотив «проверь себя». Владелец мощного аппарата, оставшийся в живых, мог считать себя хорошим водителем. Можно обсуждать его этические качества, но, по крайней мере, он мог гордо заявить: «Дилетанты с таким не справятся».

Теперь этот фактор исчез, и сверхмощные машины даже мешают оттачивать свое мастерство, просто потому что слишком удобные в управлении и при этом слишком быстрые. Если нагрузить двигатель и шасси этак на 90%, скорость будет такой, что спорт превратится в геноцид. Верите или нет, но в обычном повороте, какими изобилуют уральские горные дороги, забывшись, на том же GLA 45 AMG можно ехать 160 км/час, а машина даже не приблизится к пределу возможностей. И это на влажном асфальте! Такое можно попробовать один раз ради эксперимента, но стоит ли таскать с собой лишние 200 л.с. ради разовых процедур? И в чем их смысл? Это не делает тебя мастером, потому что машина предельно легка в управлении, и это даже не щекочет нервы, потому что скорость не ощущается. Ты словно диспетчер сложного авиалайнера, который не управляет им напрямую, а лишь контролирует общее направление полета и все время ждет катастрофы.

Я считаю, что, коли уж инженеры идут на такие сложности, выжимают дикие лошади из моторов-маломерок, строят изощренные шасси и жертвуют расходом топлива, жертвы не должны быть напрасны. Мощность должна быть эпинефрином для водителя, а не успокоительным для его тщеславия.

Кто-то вспомнит про легкость обгонов и удобство встраивания в ряд при выезде со второстепенок. Ну, да, некоторая практическая ценность от большой мощности имеется. Но вот что интересно: иногда на тест-драйвах новых машин журналистам предлагают сразу несколько версий с разными двигателями. Так вот, если скачок со 100 до 150 л.с. ощутим, со 150 до 200 л.с. – чуть менее, то, скажем, 200 или 250 л.с. – в практическом смысле равноценны (тут я беру некий гипотетический автомобиль гольф-класса, для крупных машин диапазоны можно сместить на 50 л.с.). Скажем, Golf R, конечно, обгоняет по щелчку пальцев, но приходится контролировать себя, чтобы не разогнаться слишком сильно. И когда дорога неровная, узкая, с сюрпризами, гипертрофированная мощность даже повышает нагрузку на водителя. Не удовольствие от вождения, а именно нагрузку. 180-сильного Golf уже более чем достаточно, все остальное – от лукавого.

И я прихожу ко вполне твердому убеждению, что избыточная мощность из технического параметра превратилась в маркетологический. Премиум-сегменту в принципе свойственна избыточность, но в данном случае самообман становится слишком явным. Машины вроде GLA 45 AMG нужны не спортсменам или адептам дрифта (они вряд ли годятся для этого), а тем, кто хочет непременно «самое-самое», даже не отдавая себе отчета, в чем эта «самость» заключается. Эта мощность потому и не ощущается, что ее смысл – в красивом шильдике.

Удовольствие от вождения? Летом мы время от времени катались с сыном на прокатных 5-сильных картах. Вот это действительно удовольствие, и его формула совершенно противоположна: сложно, но безопасно. Тогда как у мощных машин наоборот: легко и слишком рискованно.

Концепция автомобилей-качков живет только за счет человеческого самолюбия. Но каждый раз, катаясь на таком «суперкаре на каждый день», я улавливаю в себе желание разделить его на две машины: добротную повозку для повседневности и маленький легкий «корч» для забав под настроение. А с учетом того, что большинству из нас маленький легкий корч и не нужен, точно также не нужна и избыточная мощность.

PS: а потому я абсолютно поддерживаю драконовские налоги на сверхмощные машины. Их можно назвать налогом на тщеславие.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter