В России подходят к концу программы господдержки авторынка «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль», которые действовали с начала года: дилеры один за другим прекращают оформление субсидированных сделок. Некоторые клиенты остаются без скидки прямо в процессе оформления.
— Мы заключили предварительный договор, внесли предоплату в 60 тысяч рублей и уже собирались ехать в автосалон забирать машину, когда нам позвонили менеджеры и сказали, что мы можем не торопиться, потому что сделка не состоится, — рассказывает покупатель автомобиля Renault Артём. — Но мы всё-таки приехали в автосалон, где нам предложили либо доплатить 115 тысяч рублей, то есть сумму скидки, либо оформить кредит на общих условиях.
Мы обзвонили дилеров, которые работали по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль». Они подтвердили, что программы либо уже завершены, либо окончат действие в ближайшие дни: например, Renault больше не заключает «льготных» сделок, дилеры SKODA получили уведомление о прекращении программ сегодня, а у Lada они действуют ориентировочно до конца недели.
— Мы не выдаём льготные автокредиты на покупку автомобилей Mitsubishi со вчерашнего дня, когда Минпромторг уведомил нас о прекращении действия программ, — сообщила представитель «МС Банк Рус» Анастасия Жиганшина.
В дилерских центрах ищут варианты для клиентов, которые уже заключили договоры, чтобы обеспечить им скидку. Кстати, субсидию предоставляет не сам дилер, а банк-партнёр, которому впоследствии скидку компенсирует государство.
Первый раз программы «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» заработали в июле прошлого года. За счёт щедрых условий они оказались крайне востребованы. Изначально срок их действия был рассчитан на полгода, но уже к октябрю выделенные государством деньги подошли к концу, и банки прекратили финансирование сделок. Как и сейчас, осенью прошлого года часть клиентов попали в «лимбо»: заключив договор, они получили отказ в предоставлении скидки. Правда, по нашей информации, многим дилерам удалось найти компромиссные условия, чтобы не подводить клиентов, заключивших договор.
С января 2018 года программы оперативно возобновили своё действие, но условия стали не столь лояльными: если в 2017 году покупателям автомобилей по госпрограммам предлагалась скидка в 10% от стоимости автомобиля и сниженная процентная ставка, то в этом году — только скидка. Зато в апреле этого года для жителей Дальневосточного федерального округа она была увеличена с 10% до 25%.
В 2018 году на субсидии по программам «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» выделялось 7,5 миллиарда рублей — вдвое больше, чем во втором полугодии 2017-го.
Судя по всему, в мае подошли к концу «полугодовые» лимиты, чему способствовала востребованность программ и растущий спрос на новые автомобили. Так, по итогам первых четырех месяцев 2018 года продажи выросли более чем на 20%.
Не исключено, что действие программ возобновится во второй половине года, правда, есть предпосылки для нового витка роста цен на автомобили: с апреля в России увеличены утилизационные сборы, а подскочивший курс доллара станет дополнительным поводом приподнять стоимость в ближайшее время. Например, с 1 мая подорожали автомобили Lada: если в начале 2018 года Lada Vesta 1,6 Comfort стоила от 622 900 рублей, то сейчас такая модификация оценивается в 637 900 рублей (+15 тысяч). Универсал и вовсе добавил 25 тысяч.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru
Фото: Артем Краснов