Онлайн-конференция
Архив
Обратная связь
Дмитрий Глуховский

писатель (Москва) :
«Общая идея книги приходит как озарение»
26 июня 2015

В понедельник, 29 июня, в 14:00 на нашем сайте состоялась онлайн-конференция российского писателя-фантаста и журналиста Дмитрия Глуховского.

В июне этого года автор представил роман «Метро 2035», продолжающий серию книг: «Метро 2033» и «Метро 2034», которые принесли Глуховскому признание и известность. Действие нового романа разворачивается так же, как и в первой книге, в подземном мире Московского метрополитена, куда людям неизбежно пришлось спуститься после ядерной катастрофы. В свернувшейся до размеров подземки человеческой цивилизации мироустройство рождается заново: касты, секты и племена, война за ресурсы и борьба за выживание. Именно в этом жестоком мире между несколькими группировками разных станций Московского метрополитена вспыхивает гражданская война, предотвратить которую может только главный герой Артем.

 
Видео Андрея Белоусова, монтаж Павла Гринкевича
Просмотров: 53 912
Вопросы читателей:
Всего вопросов: 22 Всего ответов: 22
Дмитрий 12:13 29.06.2015
- Здравствуйте, Дмитрий! у меня вопрос можете ли вы подарить свою книгу с автографом.заранее спасибо

К сожалению, уже улетел из Перми. Если случитесь в Москве, напишите мне в Фейсбук, может, и получится организовать.

Юлия  11:42 29.06.2015
- Здравствуйте, Дмитрий! Большое спасибо за интересную творческую встречу! Как Вам город Пермь и пермские читатели? Как Вас встретили? Где Вы здесь побывали?

Пермь понравилась. Хороший город. Показался мне немного сонным – но, может, это из-за жары так. Побывал на конференции по массовой культуре, где меня филологи препарировали как лягушку: я же и есть, по их мнению, представитель этой самой масс-культуры. К сожалению, времени было мало – надо было двигаться дальше, в Екат, там ждали с презентацией Метро 2035. Успел посмотреть центр города и взглянуть на ночную жизнь – самые отчаянные молодые филологи рискнули вывести меня в турне по клубам и барам.

Светлана 07:45 29.06.2015
- Дмитрий, какие книги вы прочитали в последнее время? Кто из писателей вам более близок по духу?

Читаю все подряд: если попадается какая-то известная книга, которая вдруг мимо меня прошла, хватаю и читаю. Восполняю пробелы. Сейчас прямо – в ожидании задержанного из-за тумана рейса в тюменском аэропорту – читаю «Театр» Соммерсета Моэма, купил себе «Государя» Макиавелли вот и еще «Диалоги» Платона. Из последнего впечатлившего – «Колымские рассказы» Варлама Шаламова и «Благоволительницы» Джонатана Литтела.

- Почему среди евреев так много писателей?

Я бы переформулировал: почему среди писателей так много евреев? И не евреев даже, а полукровок. Думаю, дело в воспитании – в том, чего ждут от вас ваши родители. Еврейские родители часто требуют от своих детей максимума, их не предоставляют самим себе, не дают двору воспитывать их, заставляют учиться, требуют заниматься умственным трудом, растят в понимании того, что ребенок должен будет посвятить себя ученой карьере, музыке, иногда финансам или бизнесу, творческим профессиям. В генетическую исключительность какого-либо народа я не верю.

Юрий Плеханов 13:21 26.06.2015
- Здравствуйте Дмитрий! Являюсь поклонником Вашей серии "Метро", три вопроса: 1. Кто стал прообразом Хантера? 2. Знакомы ли Вы с играми по указанной серии и как их оцениваете? 2. Раскройте тайну "Изумрудного города":)!!!

  1. У этого героя нет прообразов, он собирателен: универсальный обритый наголо мужественный боец с бойцовской хваткой и взглядами.

  2. Я принимал участие в создании сюжета и написании диалогов к обеим вышедшим играм. Пробовал играть, но до конца пройти игры мне не удалось: они слишком сложные! В остальном они просто прекрасны.

  3. Тайна «Изумрудного города» раскрывается в романе «Метро 2035». Читайте!


Юлия  10:21 26.06.2015
- Дмитрий, легко ли придумывать сюжет для таких сложных фантастических произведений? Что вам помогает, что вдохновляет?

Общая идея той или иной книги приходит как озарение обычно. Однако, чтобы вообразить себе сюжет во всех деталях, нужны месяцы или годы. Обычно никогда не прорабатываю сюжет заранее, а что случится в следующей главе узнаю одновременно с героем. Благодаря этому получается не слишком предсказуемо: я удивляюсь вместе с героем своих книг. Так тяжелей, чем заранее все планировать – но гораздо живей получается. Вдохновляюсь чаще всего реальной жизнью, у других авторов сознательно почти ничего не заимствую.

Гость  07:35 26.06.2015
- Здравствуйте Дмитрий! В ваших книгах преломляется нынешняя ситуация в стране и мире. Вы следите за политикой? Чтобы использовать это для материала своих будущих книг? А что вы думаете по поводу сегодняшнего противостояния России остальному миру? Как относитесь к войне на Украине?

В моих романах всегда была сильная политическая составляющая, начиная с первой книжки «Метро 2033». Я всегда интересовался политикой, мне было интересно устройство власти, взаимодействие политики и общества. Метафорически, стилистически, иронически я это привносил в свое творчество. Что касается текущей политической ситуации, мне интересно не то, что власть говорить, а то, почему народ ей верит.


Остальной ответ смотрите в нашем видеосюжете.

- Здравствуйте, Дмитрий! Мы с Вами одногодки, и у меня был одноклассник в начальной школе Дмитрий Глуховский. Скажите, Вы не учились несколько лет в Уреликовской средней школе в конце 80-х годов?

Увы, это не я: я окончил московскую школу 1231 в одном из арбатских переулков. Однажды встретил Дмитрия Глуховского, который работал в книжном магазине «Республика» на Тверской – и он даже немного был на меня похож, так что я спросил себя, не дает ли Матрица сбой. Но потом разобрались: я это я, а он это он. И нет, я не ваш Дмитрий Глуховский, я свой.

- Прочитала, просто не отрываясь, ваш роман "Будущее". Но при этом испытывала чувство дежавю, думала, может дело в Замятине или Платонове, но недавно читала ребенку "Приключения Незнайки и его друзей" и подумала, что вы, наверное очень любили книги Н. Носова о нестареющих коротышках?

Очень люблю «Незнайку»! Считаю «Незнайку в Солнечном городе» примером романа-утопии (и явной отсылкой к классической утопии «Город Солнца» Томазо Кампанеллы), а «Незнайку на Луне» – примером антиутопии и явно политическим романом, изобличающим мир чистогана в США. Но нет, явно не «Приключения Незнайки» вдохновили меня на «Будущее». Это очень личная вещь.


иван  15:36 24.06.2015
- Дорый день. Почему до сих пор не снято ни одного фильма по вашим произведениям? игры есть а фильмов нет.почему?

Для меня это тоже загадка, Иван. Может быть, все дело в том, что фильмы должны были бы быть слишком дорогие, чересчур уж затеи масштабные. А чем дороже реализация, тем больше продюсерские риски – и тем меньше шансы на экранизацию.

Елена  15:17 24.06.2015
- Дмитрий, здравствуйте! скажите, пожалуйста, имеют ли ваши герои реальных прототипов? Антон, как вы не раз говорили, похож чем-то на вас. можете подробнее рассказать?

Артем, а не Антон. И остальным главным героям моих книг я ссудил частички себя, иначе бы они не ожили и не заговорили. Что касается остальных, второстепенных персонажей – они сложены из кусочков мозаики: мои друзья, соседи, родные в Москве и под Костромой, случайные попутчики. Конкретных прообразов у персонажей моих книг нет – за совсем редкими исключениями.

Владимир  14:52 23.06.2015
- Кто ты по национальности Глуховский? Только не ври скажи честно.

Честно: отец – еврей, мать – русская, есть примеси татарской крови. А теперь ты мне честно, Владимир: тебя это волнует?

Малика  13:42 23.06.2015
- Дмитрий, а как Вы стали выпускать свои книги? Куда пошли для начала? Кто Вас заметил? Сколько денег Вы потратили на верстку книг

Для писателя считается зазорным издавать себя на свои деньги, даже если он может себе это позволить. Поэтому любой автор стремится к тому, чтобы его роман выпустило издательство – это как бы факт официального признания его писателем; легализация его графомании. Поэтому свои книги я не выпускаю сам, это делает издательство «АСТ». Они же и верстают книги – и верстка это наименее расходная часть предпечатной подготовки книги.

- Добрый день, Дмитрий! Почему продолжаете постапокалиптическую тему, какие планы на будущее? Что любите читать? Как оцениваете новую российскую литературу или коллег и бизнес по продажам книг? Стоит ли что-то менять?

Я стараюсь читать современных российских авторов – не всех, конечно, а тех, чьи имена, что называется, на слуху. Я читаю Прилепина, Санаева, Стогова и, разумеется, Алексея Иванова, к которому отношусь с большим уважением.


Остальной ответ смотрите в нашем видеосюжете.

Наталья  07:21 23.06.2015
- Почему вы обратились к теме постъядерной цивилизации? И почему местом выживания было выбрано метро?

Меня с детства завораживали заброшенные городские пространства, канувшие в ничто цивилизации. Я поклонник романов «Пикник на обочине» и «Град обреченный» братьев Стругацких, с удовольствием играл в Fallout, был заворожен первым «Безумным Максом». Потом как-то довелось узнать, что московское метро – это объект двойного назначения, что это самый большой в мире противоатомный бункер. Дальше сюжет романа сложился сам собой.

Сергей  07:12 23.06.2015
- Как вы относитесь к ужесточению закона об авторском праве? Сами вы первую книгу изначально ведь просто разместили в интернете.

Я за бесплатное распространение своих текстов. Я считаю, что людям нужно «приносить» книгу туда, где они находятся – в книжные магазины, библиотеки или социальные сети. И не нужно от них ничего требовать взамен. Я пишу не для того, чтобы «выдоить» из читателя последнюю копеечку.


Остальной ответ смотрите в нашем видеосюжете.

- Здравствуйте, Дмитрий. Считаете ли вы себя модным писателем и почему?

Я не думаю на эту тему, просто занимаюсь своим делом. И стараюсь не воспринимать себя слишком всерьез: у людей короткая память, у них свои важные дела, они тебя узнают, пока тебя в телевизоре показывают. Делай, что должно и будь, что будет – вот хорошее кредо.

Алена 14:22 22.06.2015
- Дмитрий, добрый день! Подскажите, пожалуйста, планируется ли следующая книга "Метро 2036"?

Нет. «Метро 2035» это завершающая часть трилогии.

Лиза  13:49 22.06.2015
- Расскажите подробнее об опере, к которой вы пишете либретто. Что это будет за постановка и как вы оказались среди авторов?

Это адаптация рассказа итальянского писателя Умберто Эко «Три астронавта». Сюжет как в анекдоте: русский, американец и китаец наперегонки летят на Марс. На самом деле это история о межнациональной коммуникации, о трудностях общения. Проект международный: я пишу арии русской женщины-космонавта, за китайца пишет китайская поэтесса Сола Лю, за американца – лауреат Пулитцеровской премии Юсеф Комуньакаа. Музыка тоже создается международным коллективом. И ставить будут одновременно в России, США и Китае.

Олеся  13:42 22.06.2015
- Здравствуйте, Дмитрий. Какие книги и писатели вам нравились в детстве?

“Незнайка”, конечно. «Волшебник Изумрудного города» и вся серия книг Александра Волкова про Элли и Энни. «Мумми-Тролли». Романы Кира Булычева про Алису Селезневу.

Оксана  13:34 22.06.2015
- Дмитрий, кто из писателей является Вашим эталоном? Кто оказал влияние на Вас и Ваше творчество?

Одного такого автора нельзя назвать, пожалуй. Среди тех, кто вообще на меня влияние оказал – Маркес, Стругацкие, Борхес, Кафка, Кортасар, Бабель, Платонов, Шаламов, Булгаков, Зощенко, да мало ли кто еще.

Семен  13:33 22.06.2015
- Как Вы считаете, существуют ли реально сегодня литература и журналистика? Не умерли ли эти явления?

Литература, думаю, жива, и ничего ей не угрожает. А вот журналистика сдохла, шкура с нее спущена, и из нее набито чучело пропаганды со стеклянными бешеными глазами.


Поиск на сайте